И.АГАЕВА
С ремонтом в этом году я задержалась. То финансы не позволяли, то решала проблему с пропиской, то еще что-то. Наконец, приступила к, образно говоря, “двум пожарам”. Кажется, к ним приравнивается один ремонт. Рекомендовали спецов высокого класса. Однако они оказались не по скромному бюджету журналиста. Пришлось идти на “точку”, по-другому на “гул базары”, где можно найти мастеров широкого профиля по приемлемой цене.
“Так вы говорите работы на пару дней? Извините, сначала покажите деньги”, – сказал мне мужчина с сеткой инструментов в руках. …На углу Низами и Ф.Амирова, в двух шагах от главного вокзала столицы, с утра собираются мужчины в изношенных куртках или пальто. У многих рюкзаки с инструментами – кисти, шетки, сверла и т.д. Их то называют рабами, по азербайджански “гул”, готовыми за несколько “ширванов” выполнить самую грязную работу. На этот раз не получился у меня – “журналист меняет профессию”. И все же мои наблюдения показали, как у нас в стране не просто быть даже “гулом”. Мамед Амиров, 34 года, бывший агроном.
– Колхоз ликвидировали. Остался без работы. Приехал я из Саатлинского района. Семья там. Куда возьму жену и детей?! Сам живу в подвальном помещении. Пола нет, отопления нет. Думал на каком-нибудь рынке с кем-нибудь в доле поработаю. А там такая обираловка! Полиция, санэпидстанция… Каждый вечер человек от базаркома (директора рынка) приходил за мздой. Независимо заработал ты в этот день или нет. Плюнул, ушел. И вот, я здесь.
Всему понемногу научился. Однако не каждый день работа подворачивается. Приходится соглашаться на все, лишь бы были деньги. Часть посылаю жене, часть оставляю. На самое необходимое. Не поверите, в этом году мясо ел 1 раз! На Новруз байрамы. Всегда дешевую колбасу или сосиски, рыбные консервы. Это я, деревенский, который не знал, что такое макароны… Хочу немного поднакопить денег и уехать в Россию. Да никак не удается. Говорите, там убивают наших? Пусть, не боюсь ничего. Разве это жизнь?
Теймур Мустафаев, 43 года, слесарь.
– Работал на железной дороге. Попал под сокращение. 8 лет “на вольных хлебах”. Квартира есть и одновременно нет. Ее захватила семья беженца из Агдамского района. Не могу их выселить. Говорят, их трогать нельзя. Президент распорядился. Не знаю, какие у меня в этой стране права? Право на труд, право на жилье… С семьей из 5 человек живу в одной комнате на даче друга. В это время у тротуара остановилась иномарка. Обитатели “базара” вмиг окружили машину. Хозяину BMW нужен был маляр. Нашелся такой. Долго договаривались. Наконец, машина тронулась с места.
– Думаете, заплатит? – продолжил Т.Мустафаев. – Сколько раз “кидали” нас. Наймут на работу, сделаешь ее, а под конец хозяин заявляет, что – “не нравится ему работа”. И выгоняет, не заплатив. И не пожалуешься – некому.
Насир Велиев, 26 лет, без специальности.
– А меня однажды избили. На даче у одного барыги. Целый день сажал деревья, кусты. Отказался заплатить. Попытался я права качать. Он с сыном так избили меня. Еще сказали, что убьют и закопают там же. Никто меня не хватится. И верно. Я деревенский, кто будет искать Насира. В Баку ни родственников, ни друзей.
Касым Ибрагимов, 30 лет, художник.
– Почти с каждым из нас приключилось нечто подобное. И потому с недоверием относимся к клиенту. Когда нанимаешься, переживаешь – “заплатит, не заплатит”. Честных сейчас мало. Каждый норовит “кинуть” другого. Думаю, в Бангладеше или Сьерра-Леоне больше порядка, чем у нас. Говорят, за 2-3 тысячи “зеленых” можно фиктивные документы сделать, будто ты беженец или кто-то из родителей армянин. Можно уехать в Германию или Голландию. Родственник моего знакомого так и сделал.
Мне рассказали, как один азербайджанец, чтобы его не выдворили из Голландии женился на “голубом”. Там разрешены однополые браки. Еще прислал домой фото “жены”. Анекдот какой-то. Не скрою, я тоже согласился бы на время стать “голубым” ради этого. Задумал продать отцовский дом в деревне и уехать в Европу. Любым путем. Ищу человека, кто возьмется сделать фиктивные документы.
… Подъехала машина. Водителю-прорабу понадобилась бригада – строить дачу какому-то банкиру. Все мои собеседники набились в “Газель” и умчались. Кажется, на этот раз им повезло. Их не “кинут”. А Касыму я пообещала найти работу по специальности.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год