НУРАНИ
По сообщению американской телекомпании CBS, военнослужащие 10-й горнострелковой дивизии армии США высадились на севере Афганистана – в районе Мазари-Шарифа. По сведениям телекомпании, им определена задача действовать в качестве группы быстрого реагирования в случае возникновения в регионе новых очагов сопротивления талибов.
Они же должны будут обеспечить охрану путей переброски гуманитарных грузов и подкреплений из Узбекистана. Сообщается, что численность подразделения, которая сейчас не превышает 2-3 десятков человек, будет увеличена за счет переброски горных стрелков из Узбекистана – сейчас там находится около 1 тысячи военнослужащих 10-й горнострелковой дивизии.
Что именно подразумевается под вероятностью возникновения “новых очагов сопротивления талибов”, судить трудно. Однако недавний бунт пленных в Мазари-Шарифе наводит в этой связи на вполне понятные размышления. В тот же день, когда CBS сообщила о переброске в район Мазари-Шарифа подразделений 10-й горнострелковой дивизии США, на родину было доставлено тело первого американца, погибшего в Афганистане – сотрудника ЦРУ Джонни Спэнна, который в Афганистане был известен как “Майкл”.
В свою очередь британская The Sun рассказала об обстоятельствах его гибели. Как указывает газета, бунт талибов начался с убийства “Майкла”, а началось все в тот момент, когда сотрудники ЦРУ – оба хорошие лингвисты – пытались выяснить у пленных иностранцев, откуда они прибыли в Афганистан и где находятся члены группировки “Аль-Гаэда”. Когда Майкл, одетый на афганский манер и носивший длинную бороду, спросил одного из них, зачем он приехал в Афганистан, пленный крикнул: “Чтобы убивать вас!” и бросился на него.
Бывший капитан морской пехоты, 32-летний Майкл застрелил нападавшего и трех других пленных из пистолета, однако затем вопящие бандиты его одолели и повалили на пол. В то время как Майкла забивали до смерти, его товарищу Дейву, застрелившему по меньшей мере одного талиба, удалось убежать и поднять тревогу. Он стремительно ворвался во двор крепости и по сотовому телефону сообщил своему командиру: “Я думаю, Майкл мертв”.
Жестокое убийство дало толчок к настоящему мятежу, продолжавшемуся три дня и завершившемуся смертью 500 талибов. Один из очевидцев мятежа, поднятого в построенной в XIX веке крепости неподалеку от Мазари-Шарифа, рассказал: “Все началось, когда двое сотрудников ЦРУ допрашивали талибов. Они забили одного из них до смерти”. Директор ЦРУ Джордж Тенет назвал Майкла “спокойным, серьезным и абсолютно хладнокровным человеком”.
“Он находился там, где хотел быть – на переднем крае, защищая свою страну. Он герой Америки, своей самоотверженностью продемонстрировавший преданность своей стране и нашему агентству”, – подчеркнул Тенет. Бунт в Мазари-Шарифе удалось подавить ценой неимоверных усилий, и число жертв тогда достигло нескольких сотен человек. Тем не менее представители руководства Северного альянса уже выражают опасения, что бунт пленных может повториться в Кундузе. Около пяти тысяч иностранных наемников сосредоточены и в районе Кандагара, последнего оплота талибов, о судьбе которого сегодня ведут переговоры представитель Северного альянса Атто Мухаммад и один из наиболее известных пуштунских полевых командиров Хамид Карзай. Какой окажется их судьба после сдачи города, можно только догадываться…
Президент Исламского Государства Афганистан Раббани уже предложил решить проблему иностранных наемников при помощи ООН. Заявив об этом на пресс-конференции в Абу-Даби, от отметил, что не все иностранные боевики, сражавшиеся на стороне талибов, совершили преступления, и не все входили в “Аль-Гаэду”. По его словам, многие молодые люди из стран Средней Азии, арабских и других государств приехали в Афганистан изучать религию или, движимые чувствами исламской солидарности и желанием помочь братьям по вере, но были обмануты талибами, заставившими их взяться за оружие. Но теперь многие из введенных в заблуждение иностранцев не могут возвратиться к себе на родину.
В связи с этим Раббани обратился с просьбой к генсеку ООН Кофи Аннану помочь решить проблему пленных. Уже на следующий день масс-медиа многих стран сообщили, что при помощи ООН судьбу около 50 своих граждан, воевавших на стороне талибов и входивших в состав “Аль-Гаэды”, пытается выяснить Кувейт. Как пишет местная газета “Аль-Кабас”, власти Кувейта интересует, где они находятся в настоящее время и участвовали ли в терактах. Как указывает газета, сотни иностранных боевиков и наемников погибли в боях в Афганистане и были взяты в плен. Самым известным из кувейтцев – сторонников бен Ладена был Сулейман абу Гейт, бывший преподаватель ислама, спикер организации “Аль-Гаэда”. В октябре правительство Кувейта лишило его гражданства эмирата.
Бывший госминистр Кувейта по иностранным делам Сулейман аш-Шахин в интервью газете “Ар-Рай аль-Амм” заявил, что, по его мнению, арабские страны должны объявить амнистию тем своим гражданам, которые не совершили преступлений и не замешаны в террористической деятельности, но сражались в Афганистане, Чечне, Боснии, Косово.
Тревогу властей стран Залива, откуда шла не только финансовая “подпитка” террористов, действующих по всей “дуге нестабильности” от Индонезии до Чечни, но и приходили “добровольцы” (тот же Хаттаб, как и сам бен Ладен, родом из Саудовской Аравии), понять нетрудно.
Но вместе с тем они находятся в весьма двусмысленном положении. С одной стороны, лояльное отношение к воевавшим на стороне талибов и тем более сотрудничавшим с “Аль-Гаэдой” согражданам вызовет вполне понятное и оправданное недовольство США. С другой – жесткие меры по отношению к ним вполне могут спровоцировать рост напряженности внутри страны. Тем более, что не так уж мало граждан “нефтяных монархий” сочувствует бен Ладену и талибам.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год