Поправки в Налоговый кодекс Азербайджана

Н.БЕЮКАГАГЫЗЫ

Вскоре после того, как с 1 января этого года вступил в силу новый Налоговый кодекс, эксперты, предприниматели, да и представители фискальных служб стали говорить о несовершенстве некоторых статей документа. Многие организации посылали в Министерство налогов свои предложения по внесению поправок в кодекс, которые в конечном итоге вылились в законопроект “Об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс Азербайджана”.

На днях, как мы уже сообщали, парламент страны официально утвердил данный закон, предусматривающий внесение 79 изменений в НК, 49 из которых носит редакционный характер.

Значительная часть этих поправок затрагивает интересы местного бизнеса. Так, с будущего года изменится упрощенная система налогооблажения, введенная год тому назад с целью создания благоприятных условий для развития в стране именно малого и среднего предпринимательства (МСП). Теперь под эту систему будут подпадать предприятия, имеющие не 100 млн. манатов прибыли, а 30 млн., причем упрощенная система будет также применяться и к физическим лицам.

Кроме того, налогоплательщики по упрощенной системе будут облагаться налогами на имущество и на землю. Еще одно значимое изменение – отмена льготы, предусматривающей освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции. Вместо этого увеличены в 2 раза нормы амортизации. Причем это правило применяется как к юридическим, так и к физическим лицам, хотя льготы по инвестициям применялись лишь к юридическим…

В результате небольшого опроса среди предпринимателей, который мы провели с целью выяснить их мнение по поводу грядущих изменений, выяснилось, что большинство представителей МСП об этом имеют весьма смутное представление. Заранее оговоримся, что почти все респонденты попросили не указывать ни своих имен, ни названия предприятий, которые возглавляют.

“Конечно, плохо, что снизили квартальный оборот со 100 млн. манатов до 30 млн.”, – сказал глава частного швейного цеха – Если посчитать, то в месяц это получится около $200. Какое, даже маленькое предприятие может работать с таким оборотом и при этом содержать работников?

Лучше бы вообще отменили упрощенную систему, чем такое издевательство”. Примерно такого же мнения придерживались и другие бизнесмены, деятельность которых подпадала под эту систему “Это нам очень помогало, могли сэкономить на налогах и пустить капитал на расширение бизнеса. Сейчас же об этом придется забыть”, – отметил глава небольшого кондитерского цеха.

Вместе с тем довольны изменениями в упрощенной системе представители так называемого “крупного” бизнеса. По их мению, она вводила дискриминацию в ряды предпринимателей. Но при этом, как сказал глава группы компаний, занимающихся строительными работами, по их бизнесу “больно ударит” отмена льготы на налоги с прибыли, предусмотренной для инвестиций. “Для того, чтобы начать какое-либо дело, многие предприниматели зачастую берут крупные кредиты, и им нужно время, чтобы их вернуть. А параллельно надо направлять средства на поддержание и расширение бизнеса. Представьте себе, насколько накладно при этом платить большие налоги”.

Высказывая свое отношение по этим вопросам, президент Национальной конфедерации предпринимателей (работодателей) Азербайджана (НКПРА) Азербайджана Алекпер Мамедов отметил, что НКПРА всегда выступала против отмены упрощенной системы, так как прежде всего она “избавила предпринимателей от лишней бумажной волокиты”. “Ведь наши бизнесмены зачастую не настолько грамотны, чтобы в должной мере отчитаться перед налоговыми органами”, – отметил он.

По словам А.Мамедова, предприниматели вносили предложение о повышении процентной ставки отчислений с 2% до 4%, но без снижения суммы квартального оборота до 30 млн. манатов. “Мы согласны платить и налоги на имущество и на землю, но взамен было бы неплохо снизить ставку первого с 1% до 0,5%, а ставку НДС – с 18% до 15%”, – отметил он.

Что касается заявления представителей фискальных служб о том, что предприниматели, для того чтобы попасть под действие упрощенной системы дробили крупные предприятия на мелкие, Мамедов заявил, что “будучи президентом НКПРА я такого не наблюдал.

Если бы подобный процесс носил повсеместный характер, это обязательно отразилось бы на количестве налогоплательщиков”. По его словам, их число в текущем году по сравнению с предыдущим возросло со 153 тыс. до 178 тыс., но это не такой уж большой рост, чтобы говорить о повальном дроблении крупных предприятий на мелкие. В завершение А.Мамедов отметил, что “всегда был за то, чтобы на данном этапе освободить сектор МСП от всех видов налогов”…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: