Глухих детей в Баку “не слышат”

З.ФАИКГЫЗЫ

В рамках празднования пятилетнего юбилея представители компании Italdizain посетили школу-интернат N1 для глухонемых детей. Компания организовала в интернате ужин для детей. Кроме того, школа-интернат получила в подарок два телевизора с игровыми приставками.

Школа-интернат N1 – базовая республиканская школа для глухих. Здесь учатся 368 детей, но не все из них живут в интеpнате. Те, кто проживает в Баку, после занятий возвращаются домой. Но таких меньшинство. В основном здесь живут дети из 71 района страны, а также мест компактного проживания азербайджанцев в Грузии. Всего в Азербайджане таких интернатов три.

Слеудет отметить, что учебный процесс для глухих детей длится столько же, сколько и в общеобразовательных школах, но при этом они получают девятилетнее образование. Ученики проходят те же предметы, что и их сверстники в обычных школах, кроме, пожалуй, иностранного языка и пения. Нет, к сожалению, специальных учебников для подобных учебных заведений. Интернат получает учебники от Минобразования, ни чем не отличающиеся от учебников для обычных школ. По словам педагогов, им приходится самим составлять учебную программу.

Несмотря на утерянные связи с соседними республиками, преподаватели стараются быть в курсе всех новых методик обучения и воспитания глухих детей. Так, около 6 лет назад, используя миpовой опыт, в интернате началось обучение мимико-жестовой речи. Во времена СССР, вспоминает завуч Джамиля Меджидова, нам запрещалось разговаривать с детьми с помощью мимики, жестов. Но техника чтения с губ очень сложная. Предположим, дети привыкнут читать речь с моих губ, но ведь не у всех людей одинаковая артикуляция. Поэтому в классах при объяснении какого-либо материала мы и раньше использовали ручную азбуку, но не афишировали это, говорит она.

Педагоги здесь в шутку называют себя заслуженными артистами. “Помню, когда я в первый день пришла в интернат, заглянув в замочную скважину двери, за которой шел урок, я увидела, как учительница поднялась на подоконник и спрыгнула с него. Позже мне объяснили, что она объясняла значение слов “прыгать”, – говорит школьный психолог Тамилла Агаева. Кстати, по ее словам, глухие дети, в отличие от других, больше реагируют на внешность педагога. Им очень нравятся красивые и хорошо одетые педагоги.

После 9-го класса, если выпускник хочет продолжить образование, у него есть возможность получить полноценный аттестат зрелости, закончив действующую при интернате вечернюю школу. Но посещать ее могут лишь городские дети. Проживание для учащихся в вечерней школе не предусмотрено. Последние два класса мало кого интересуют, ведь высшее образование для людей, страдающих отсутствием слуха, в стране не предусмотрено.

Устроиться на работу им тоже очень сложно. Раньше, в советский период, каждое предприятие должно было предоставить для инвалидов определенную квоту рабочих мест. Более того, в те времена на швейных, обувных фабриках обществу глухих принадлежали целые цеха, вспоминает Тариверди Алиев, директор школы-интерната N1.

Теперь же выпускники интерната остаются на попечении родителей или же им самим приходится искать работу. Между тем дети с нарушенными слуховыми функциями очень талантливые. Они хорошо рисуют, лепят, занимаются декоративным искусством. Так, ученица 9-го класса Наиля Рзаханова из морских ракушек, песка и других подручных средств создает очень красивые поделки. Ее работы занимали первые места на многих конкурсах.

Детям, по словам психолога Т.Агаевой, нравится в интернате. Здесь они чувствуют себя как дома. Спокойно общаются, дружат и влюбляются, как и в любой другой школе. Тем не менее, вне его стен дети чувствуют себя не очень уверенно. Если в детском возрасте они мало обращают внимания на окружающих, то к классу пятому они начинают ловить сочувствующие, любопытные взгляды, травмирующие их.

Начинает развиваться комплекс неполноценности. У pазных детей он выражается по-pазному. Педагоги интерната рассказывали, что в эти периоды ребенок сковывается и уходит в свой мир, либо, что чаще, становится агрессивным по отношению к своей семье. Бывали случаи, когда дети-инвалиды терроризировали своих здоровых братьев-сестер, обвиняли в своих бедах родителей. В семье Мамедовых сын-инвалид, найдя в доме оружие отца-военнослужащего, направил его на мать. Угрозу удалось предотвратить, но после перенесенного стресса отец мальчика скончался от инфаркта…

Интеpнат скоро отметит свое 70-летие. Он полностью находится на попечении государства. “Минобразования уделяет нам много внимания”, – говорит директор интерната. Но внимание общественности к школе тоже не помешало бы, добавил он.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: