Ч.МАМЕДОВ, Н.ГУЛИЕВА
Последнее заявление президента ГНКАР Натика Алиева о том, что Азербайджан ни при каких обстоятельствах не собирается сокращать добычу нефти, активизировало внимание общественности к противостоянию между старами-участницами ОПЕК и Россией. Собственно, особых претензий ОПЕК к Азербайджану, с его минимальными на сегодняшний день возможностями “выброса” на мировой рынок сырой нефти, не было и нет.
Вместе с тем обвал цен, наблюдающийся на мировом нефтяном рынке после терактов в США, имеет все тенденции для самосохранения. В этой связи страны ОПЕК, особенно после своей Венской конференции (14 ноября с.г.), на которой ситуация с низкими ценами на нефть была признана явно неудовлетворительной, основную вину возложили на независимых экспортеров. Прежде всего – Россию, Мексику и Норвегию. Особые претензии были именно к России – второму после Саудовской Аравии крупнейшему экспортеру нефти в мире. Однако она до последнего момента продолжает “бурные обсуждения” предложений ОПЕК по существенному сокращению добычи нефти до 300 тыс. баррелей в сутки.
В частности, глава российской нефтяной компании “ЮКОС” Михаил Ходорковский мотивировал это тем, что, дескать, Россия и без того потеряла (с распадом СССР) кусок своего рынка, оцениваемый в 2 млн. баррелей. “Мы сейчас только-только выходим на этот “кусок”, – заявляет Ходороковский, – за который идет огромная драка между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. И если мы сейчас закроем скважины, то нефти от этого на рынке существенно не уменьшится, но “кусок” уйдет к конкурентам”.
Однако возможности воздействия на цены мировых рынков прежде всего Азербайджана, да и Казахстана, который сегодня основную добычу транспортирует по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК – проектная мощность до 60 млн.) и между прочим по территории той же самой России, думается явно преувеличены. По мнению азербайджанских экспертов, даже после выхода Азербайджана и Казахстана на максимальный уровень добычи (до 150-180 млн. тонн в год), что произойдет по прогнозам только в далеком 2015 году, эти страны не смогут тягаться здесь своими возможностями с Россией.
Так или иначе, но по заключениям зарубежных аналитиков, Россия сегодня стоит перед серьезной дилеммой. Будучи вторым в мире экспортером нефти, она существенно выиграла из-за проведенных ОПЕК сокращений нефтедобычи. Однако может экономически серьезно проиграть, если картель все же начнет ценовую войну. Тем более, что это страны-экспортеры уже не раз доказывали.
Между тем, узнав только о планах России сократить объемы добычи своей нефти всего на 50 тыс. баррелей, ОПЕК не скрывала своего негодования. Неудивительно, ведь в организации надеялись, что речь будет идти, по крайней мере, о самом пессимистическом для нее прогнозе в 200 тыс. баррелей. И хотя министры стран, входящих в организацию, открыто о начале ценовой войны пока не заявляют – такое развитие событий не исключено. Примечательно, что буквально недавно заявление о ценовой войне ОПЕК против стран экспортеров нефти сделал министр энергетики самой маленькой страны входящей в ОПЕК – Катара.
И как бы предчувствуя нависшую угрозу, вчера “главные нефтяники” России собрались на приеме у премьер-министра Михаила Касьянова с тем, чтобы обсудить проблему. Но не думается, что это давалось легко, поскольку главы некоторых компаний придерживаются несколько отличной от правительства точки зрения. Так, по мнению президента нефтяной компании “ЛУКойл” Вагита Алекперова, “действия правительства РФ, направленные на стабилизацию ситуации на мировых нефтяных рынках, должны будут привести к стабилизации мировых цен на нефть”.
Как передало РИА-“Новости, Алекперов подчеркнул, что России необходимо сотрудничать со странами ОПЕК. Любопытно, что сам “ЛУКойл” вместе с тем не намерен снижать добычу, а напротив, будет пытаться ее наращивать. Почти такого же мнения придерживается президент “Тюменской нефтяной компании” (ТНК) Семен Кукес, считая, что Россия должна сократить экспорт нефти на 100-150 тыс. баррелей в день…
В завершение хотелось бы отметить, что, если продолжающаяся борьба между ОПЕК и Россией конкретно азербайджанской экономике серьезным кризисом не грозит, в то же время это может существенно ударить по доходной части бюджета будущего года, ибо эта “война”, по мнению многих, спровоцирует дальнейшее падение цен на мировых нефть.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год