Нужно подумать над будущем азербайджанской энергетики

Фахраддин АЙДАЕВ, Расул СУЛЕЙМАНОВ
Республиканское общество инженеров и энергетиков

В советской экономике все определялось волей партии. Волю партии на основе госплана реализовывал советский народ. Любой ценой.

В рыночной экономике, в которую переходит Азербайджан, ничего нельзя делать “любой ценой”. Все определяется объективными категориями типа “стоимость”, “цена”, “прибыль”. В этой ситуации большое значение приобретают общемировые параметры и стоимости, и цены, и прибыли. Ибо мы уже в открытом пространстве мирового рынка.

Известнейшие фирмы “Сименс”, “Сумитомо” и “Бош” больше не экзотические названия неких фирм, они реально работают в нашей стране. Или же не работают, что нас не должно радовать. В рыночной экономике все считают. Мы этому еще учимся, и очень часто – весьма неудачно. Плохо, что мы учимся на собственных ошибках.

Единственный производитель электроэнергии в Азербайджане – государство. Приватизация еще не коснулась электростанций, государство – естественный монополист. А потребителей множество. Тут и госсектор, и частный сектор, и население. Со сбором платы за электроэнергию большие проблемы. Причин много, но одна из главных – низкая платежеспособность основных потребителей: население, учреждения и предприятия бюджетной сферы. Пора подумать и о наведении порядка в энергетическом хозяйстве, и о стратегии его развития.

Во-первых, надо четко представить себе состояние основных фондов в энергетике. Суммарная мощность всех наших электростанций различных типов – 3.500.000 киловатт. Много это или мало читатель может судить по такому факту: при расходах на строительство электростанций за расчетную единицу принимается одна тысяча долларов на один киловатт мощности. Это не значит, что нам необходимо умножить 3.500.000 на одну тысячу. Основная часть наших производственных мощностей изношена, и таких денег не стоит. Но если мы пожелаем построить новые электростанции, нам надо быть готовыми к гигантским, несопоставимым с нашими финансовыми возможностями, тратам.

У нас сейчас очень модно сравнивать себя с развитыми странами Запада, что совершенно понятно: мы хотим жить лучше. Так вот, на Западе потребление электроэнергии тоже очень разное, амплитуда – от наименее развитых (или же наиболее экономных!) стран с годовым потреблением на душу населения 8000 квт до наиболее развитой Норвегии с аналогичным показателем 33.000 квт/ч. У нас на душу – 850 квт/ч. Таким образом, мы уступаем Западу по энергообеспеченности в 10-40 раз. Теперь посчитайте, какие инвестиции нужны для хотя бы для сокращения разрыва.

При этом необходимо учитывать следующий момент. И на Западе, и у нас основной потребитель энергии – население. Но тут есть большая разница. На Западе население в энергетическом отношении роскошествует, на производстве же непрерывно применяются энергосберегающие технологии. Наше же производство в основном стоит. Если же предположить, что оно когда-то заработает в том виде, каким оно было до остановки, то коллапс всей системы будет неизбежным, ибо оно чрезвычайно энергозатратное.

У нас сейчас дилемма: или пусть производство стоит как стояло, но население худо-бедно как-то снабжается электроэнергией (но тогда безработица и социальная деградация), или же производство запустят, но тогда население встретится с резкой нехваткой энергии, по сравнению с которой нынешние перебои раем небесным покажутся.

Есть ли более-менее безболезненный выход? Есть. Сначала надо подумать о формировании такой энергетической политики, которая сделает энергосбережение энергетически выгодным. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. У всех на виду отмена массовых льгот и замена их на адресные льготы. Следующий логический шаг – полная отмена льгот и выдача денежных компенсаций в рамках неких нормативов. Использовал меньше энергии – выиграл в деньгах, не уложился – плати кровные. Это тем более важно, что идет приватизация распределительных сетей. Если не реформировать систему оплаты, то не понятно, как частник сможет действовать в этой сфере. Отключат свет?. Массовое недовольство. Оставить всё как есть? Частник мигом или прогорит, или убежит.

Далее. После наведения элементарного порядка в системе оплаты за энергию, когда рыночный баланс “товар-деньги” будет соблюден, то наступит черед последовательной политики энергосбережения на производстве и в быту. По сравнению с Западом, где почти все недорогие пути энергосбережения уже освоены и дальнейший прогресс требует огромных затрат, у нас за сравнительно небольшие траты можно добиться разительной экономии.

Но как практически этого добиться? Необходимо запустить механизмы экономической заинтересованности граждан в экономии энергии. Есть много уже опробованных в мировой практике способов. Например, поощрение тарифной политикой тех потребителей, которые завозят в страну или же производят эффективное энергосберегающее оборудование.

Создание системы премиальных для потребителей за каждый сэкономленный киловатт-час электроэнергии.

Утверждение стандартных параметров электропотребления для известных типов электрооборудования, что даст возможность материально поощрять тех физических и юридических лиц, которые придерживаются этих параметров или даже улучшают их, и штрафование тех, кто не укладывается в эти стандарты. Это может дать огромную экономию в энергопотреблении. По расчетам, при вложении 30 млн. долларов по стране в современные осветительные технологии можно сэкономить до 3 млрд. квт/ч энергии.

В развитых западных странах свыше половины энергии уходит на то, чтобы крутить электромоторы. Насосы, компрессоры и др. оборудование, которое работает с тягой от электромоторов, нуждается в различной и переменчивой выходной мощности с различным энергопотреблением. При старых технологиях, к которым относятся и те, которые есть у нас, это достигается сужением выходного канала при вхолостую растрачиваемой мощности. Современные электронные устройства позволяют регулировать мощность электромоторов через потребление энергии, в результате чего экономится до 30% энергии. Вложения в эту сферу окупают себя максимум за два года. Другая сфера возможной экономии энергии – жилища и бытовые электроприборы.

Современные западные технологии и оборудование на 80%-90% экономичнее имеющихся у нас аналогов.

Сэкономленная потребителем энергия может быть продана как другим потребителям, так и производителям энергии. На Западе это начали практиковать. Пока только отдельные граждане увлекаются этим, но нет никаких сомнений, что это станет повсеместным явлением, и очень скоро. К числу здравых предложений можно отнести и такое: в новых договорах с потребителями фиксируется уровень энергопотребления. В случае появления рынка производителей энергии в стране эти договора приобретут значение ценных бумаг, годных для купли-продажи.

Стратегия государства в этой сфере должна быть четкой. Людям свойственно искать выгоду и возможность лучшей жизни. Если применение энергосберегающих технологий будет дешевле, чем энергия, все внимание будет на энергосбережение. Если же, как это у нас сейчас происходит, потребляемая энергия будет дешевле технологии энергосбережения, все будут стремиться к потреблению энергии. Нам надо запомнить – это главное условие прогресса в области энергетики.

На Западе это давно поняли и этот принцип успешно работает на благоденствие и прогресс западного общества, хотя и не в полную силу. Дело в том, что там производство электроэнергии находится в руках конкурирующих государственных и частных компаний, которые заинтересованы в продаже возможно большего объема своей продукции.

Инвестиции и создание новых мощностей на Западе не проблема. У нас же электроэнергию производит государство, не имеющее больших инвестиционных возможностей. Поэтому для удовлетворения потребностей общества государство заинтересовано в проведении эффективной энергосберегающей политики. К контурам такой политики мы попытались привлечь внимание читателей. На наш взгляд, нам стоит вместе подумать над нашим будущим.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: