И.ЮСИФОГЛУ
21 ноября, в ходе своего II съезда, правящая партия “Ени Азербайджан” обнародовала свой бюджет. Доходы ПЕА за 2000 год, как уже сообщала “Эхо”, составили 1 млрд. 041 млн. 058 тыс. манатов (около $220 тыс.). Это доходы правящей партии. Какова финансовая ситуация в оппозиционных партиях Азербайджана? ПНФА – “реформаторы” и СДПА вообще не имеют партийного бюджета. Функционеры партий не припомнят, когда в последний раз с банковских счетов их организаций осуществлялись операции.
Отметим, что порядок формирования партийного бюджета партий определяется в главе IV “Материальное обеспечение деятельности политических партий” закона “О политических партиях”. Согласно закону доходами политических партий считаются: членские взносы; доходы от имущества; доходы от мероприятий, распространения печатных изданий и публикаций и другой аналогичной деятельности, связанной с доходами; доходы в виде пожертвований; поступления в виде возмещения расходов на избирательные кампании; выплаты нижестоящих организаций; прочие доходы. Доходы ПЕА от сбора членских взносов в 2000 году составили самую большую статью доходов партии – 709 млн. 534 тыс. манатов.
Отметим, что в СДПА, как информировал “Эхо” сопредседатель партии Араз Ализаде, решением пятого съезда за 1995 год членские взносы вообще не взимаются. В ДПА, как сообщил секретарь партии по финансовым вопросам Намик Ахадзаде, доходы от членских взносов составляют около 11 млн. 280 тыс. манатов в год.
Как сказал секретарь “Мусават” Вургун Эюб, основными статьями дохода партии являются членские взносы и пожертвования. Те же статьи называют другие оппозиционные партии.
О членских взносах партийцы говорят лишь в приблизительных суммах и с оговоркой на то, что большей частью эти средства не взимаются.
Что касается масштабов пожертвований, то оппозиционеры с упрямством, достойным лучшего применения, об этом умалчивают. Более того, АМИП, к примеру, вообще отказывается обсуждать партийные доходы. Как сказал секретарь ДПА Н.Ахадзаде, “отчеты у нас имеют право требовать только Минналогов и Минюст”. При этом пожертвования составляют вторую по величине статью доходов правящей партии – 204 млн. 220 тыс. манатов.
Расходами партий, согласно закону, считаются: расходы на текущие дела; расходы на работу учреждений политической партии и на информацию; расходы на связи с общественностью и на проведение выборов; выплаты нижестоящим организациям; проценты по кредитам; персональные расходы; прочие расходы. Основную статью расходов ПЕА за 2000 год составила выдача зарплаты – 481 млн. 684 тыс. манатов.
В ДПА штатных работников нет, поэтому зарплату, как сообщил секретарь партии по финансовым вопросам, никому не платят. В ПНФА есть штатные работники, но их работа не оплачивается. Только в СДПА оплачивается одна штатная должность оператора, составляющая 150 тыс. манатов в месяц.
Расходы на арендную плату ПЕА в 2000 году составили 16 млн. 735 тыс. манатов. У ПНФА – “реформаторы” и ДПА расходы на аренду штаб-квартиры отсутствуют: первая размещается в здании редакции газеты “Азадлыг”, вторая – газеты “Хурриет”. АМИП и “Мусават” расходы на аренду здания под штаб-квартиру не раскрывают. В СДПА она составляет 730 тыс. манатов в год.
Судя по цифрам, правящую партию по праву можно считать самой богатой в стране. Констатация этого факта может вызвать улыбку у читателей, однако, например, в Германии это считается вполне естественным и законным. В этой стране основную часть доходов партий составляют субсидии государства. А деньги, выделенные бюджетом для содержания политических партий, распределяются по принципу процентного соотношения сил в парламенте. Соответственно завоевавшая большее количество депутатских мандатов партия получает больше денег от государства.
Однако учитывая то, что азербайджанское законодательство не предусматривает финансирования политической деятельности, за исключением выборов, государством, можно предположить, что “Ени Азербайджан” поддерживает большинство состоятельных людей нашей страны. Такое объяснение разнице в доходах ПЕА и СДПА дал и сопредседатель социал-демократов Араз Ализаде.
Ниже приводятся сравнительные данные бюджетов ПЕА и СДПА за 2000 год:
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
ПЕА
1 млрд. 041 млн. 058 манатов
СДПА
в партии нет бюджета, все расходы осуществляются из личных средств сопредседателей и других партфункционеров
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
ПЕА
911 млн. 960 тыс. манатов ($ 192 тыс.).
СДПА
10 млн. 370 тыс. манатов
Несмотря на то, что большинство политических партий выступает за прозрачность экономики страны, самих их в этом обвинить трудно. Так, например, АМИП, в течение всей своей парламентской деятельности требовавшая у правительства отчетов о выполнении бюджета, сама перед журналистами отчитываться не желает.
Отметим, что в странах с устойчивой демократией партии ежегодно публикуют свои финансовые отчеты, четко указывая источники крупных пожертвований. Последний скандал с финансовой деятельностью партии ХДС в Германии (возглавляемой Гельмутом Колем) привел к ужесточению общественного контроля над финансами политиков.
Конечно же, учитывая разницу в бюджетах немецких и азербайджанских партий, говорить о финансовом скандале было бы несерьезно. При этом поражает полный беспорядок в финансах партий, имеющих серьезные намерения прийти к власти. Однако сами представители политических организаций партий объясняют отсутствие четкой документации отсутствием самих денег. Что ж, на нет и суда нет.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год