Х.ИСМАЙЛОВА
“Положительный” исход переговоров между президентами США и России застал политологов врасплох. Мнения известных специалистов по региону по поводу будущего отношений стран региона с США после наступления оттепели в российско-американских связях расходятся. Учитывая, что интересы сильных стран региона – России, Турции и США – скрещивались и на территории Азербайджана, мы сочли интересными мнения трех влиятельных исследовательских фондов, действующих в США.
По мнению известного специалиста по России фонда Карнеги Андерса Асланда, Россия изменила свою энергетическую стратегию и выказывает больше заинтересованности не в самом сырье, а в транзитных возможностях перекачки нефти и газа на европейские рынки. А вывод Асланда в этой раскладке парадоксальный. Он считает, что Турция и Россия больше не будут соперничать в нефтяных интересах, наоборот, интересы двух стран будут дополнять друг друга.
По мнению же исследовательского фонда Брукингс Фионы Хилл, Россия отводит себе в будущем роль не военной державы, а энергетического гиганта. Фиона Хилл считает, что сближение между Вашингтоном и Москвой будет способствовать улучшению отношений России с союзниками США в регионе, в том числе и с Турцией.
Мнение же директора по программам в Турции Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бюлента Алирзы отличается от высказанных его американскими коллегами мыслей. По его мнению, сближение Москвы и Вашингтона ставит под угрозу энергетический коридор Восток – Запад, а конкретно – проект Баку – Джейхан. По мнению Алирзы, Россия, после постройки ОЭТ Баку – Джейхан останется в стороне от транзитных возможностей каспийской нефти, и Вашингтон в силу нового характера отношений с Москвой будет не так уж сильно заинтересован в реализации этого жизненно важного для своих союзников в регионе проекта. Взамен могут активизироваться альтернативные варианты перекачки энергоресурсов на мировые рынки.
Алирза ставит под сомнение и будущее политических отношений. Исследователь напоминает о том, что в ходе афганской кампании США договаривались с Ташкентом и Душанбе посредством Москвы, и все дипломатические поползновения Турции были не столь эффективны, в результате чего Анкара и была отстранена от дальнейшего урегулирования афганской проблемы – переговоров по установлению власти.
По словам Алирзы, Вашингтон и впредь будет строить отношения со среднеазиатскими странами с ведома и с помощью Москвы. Так, по мнению исследователя, переговоры Буша с Путиным только навредят отношениям Турции с среднеазиатскими странами и Азербайджаном.
Ведь еще в 1992 году Сулейман Демирель предложил Вашингтону стать связующим звеном между США и тюркскими странами. Идея энергокоридора Восток – Запад возникла тогда же и должна была стать экономической подоплекой политического альянса. Фиона Хилл не считает, что США откажутся от услуг Турции. Просто мост между Вашингтоном и новыми независимыми государствами будет строиться и через Турцию, и через Россию.
Директор кавказской программы CSIS Зейно Баран более оптимистичен и прогнозирует возрастание интереса российских компаний к участию в Баку – Джейхан. Однако на фоне последних обсуждений в российской Думе это мнение кажется, мягко говоря, некомпетентным.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год