На Нефтяной фонд надейся…

Ч.МАМЕДОВ

Избыточный оптимизм отцов азербайджанской экономики, заложенный в проект госбюджета 2002 года, похоже, очень скоро сменился… “оптимальной” ценой на нефть. Во всяком случае таковой ныне считает цену в 19 долларов за баррель министр финансов Авез Алекперов.

По его же словам, как передает агентство “Туран”, “правительство обеспокоено продолжением спада мировых цен на нефть”. И есть отчего. По пессимистическим прогнозам ( а они зачастую оказываются на поверку реальнее оптимистических), негативные тенденции мировых рынков нефти могут крайне отрицательно сказаться и на доходах госбюджета страны, и на его расходах, составляющих в будущем году (от нефти) соответственно 34,7 и 32,3%. То есть, проблематичными могут стать не только прогнозы отчислений ГНКАР в госбюджет следующего года, но вкупе с этим и сам вопрос заметного пополнения казны Государственного нефтяного фонда (ГНФАР).

Кстати, судя по последним заявлениям руководителя ГНФАР Самира Шарифова, аккумулированная сегодня в фонде сумма составляет свыше 480 млн. долларов. Как известно, основной источник поступлений в ГНФАР – реализация прибыльной нефти Азербайджана. А согласно тому же С.Шарифову, в следующем году страна планирует отгрузить порядка 6 млн. баррелей нефти (1 баррель – примерно 170 литров). И совсем немудрено, что формировать доходы от нее в ГНФАР будут именно мировые цены на “черное золото”.

А поскольку прогнозы здесь отнюдь не утешительны, то даже самые трезвомыслящие зарубежные эксперты отмечают, что наметившееся замедление темпов роста в мировой экономике вероятнее всего будет длительным. Так что для ГНФАР наступили не самые лучшие времена. Тем более, что на мировых финансовых рынках процентные ставки почти повсеместно снижаются.

Как стало известно, вслед за Федеральной резервной системой США, уже в 10-й раз в текущем году идущей на снижение своей учетной ставки, Управляющий совет европейского Центробанка понизил свои основные процентные ставки в еврозоне на 0,5%. Этому примеру последовал буквально на днях и банк Великобритании, доведя свой показатель до 4% (самый низкий, как отмечают эксперты, с 1964 года). А значит, и на хорошие проценты от “томящихся” в зарубежных банках средств ГНФАР Азербайджану в ближайшем обозримом рассчитывать уже не приходится.

И как бы в подтверждение тому руководство ГНФАР ненавязчиво внушает общественности: “Сегодня не время приумножать деньги, а надо их сохранять”. Заметим, не вкладывать в приоритетные проекты, способные на скорую окупаемость, а именно “сохранять”, поскольку, видите ли, “сегодня агрессивные действия с целью заработать неправильны и рискованны”.

Весьма симптоматично в сложившейся ситуации и то, что реальная и глобальная экономическая угроза заставила наконец-то азербайджанских чиновников от экономики несколько умерить свой оптимистический пыл. А как следствие, все чаще раздаются нынче голоса относительно надежности азербайджанских “тылов” в обеспечении стабильности отечественной экономики. Причем имеется в виду тот же самый Нефтяной фонд, которым и рассчитывают прикрыть все обнажившиеся нежданно прорехи будущего бюджета. Вроде кислородной подушки. Только вот сколько это будет стоить и насколько ее хватит – никто не считал.

Зато рейтинговое агентство FITCH IBCA (Великобритания) уже удосужилось подсчитать, что в будущем году в ГНФАР будет аккумулированно более 678 млн долларов. И хотя азербайджанские эксперты могут позволить себе считать, что эта сумма несколько завышена, но обеспеченная на государственном уровне особая “прозрачность” нефтяного фонда не позволяет сделать то же самое ее обычным гражданам. Как, впрочем, и понять: для чего и сколько времени нужно “сохранять” этот фонд?

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: