Новые лидеры Афганистана не могут договориться

Т.САЛАХЛЫ

Несмотря на наступление священного месяца Рамазан, западные страны прекращать антитеррористическую операцию в Афганистане не намерены. Исторический опыт однозначен: в прошлые годы во время Рамазана продолжали боевые действия друг против друга Иран и Ирак, не снижали своей активности алжирские и египетские террористы, действующие под радикальными исламистскими лозунгами, наконец, вели бои друг с другом бойцы “Талибан” и Северного альянса.

На интенсивность бомбовых ударов больше повлияли военные успехи Северного альянса. Если раньше главными действующими лицами были летчики и ракетчики, то теперь, судя по всему, на первые роли выходит спецназ. И не только американский – в Узбекистан и на военную базу в Баграме уже прибывают первые подразделения европейских коммандос. В том числе около сотни британских десантников, сообщает ВВС со ссылкой на министерство обороны Великобритании. В соединение входят морские пехотинцы и военные инженеры, задача которых – проверить состояние взлетной полосы и ее готовность принять тяжелые транспортные самолеты. Сроки операции не разглашаются. На вопрос о том, как долго британцы пробудут в Афганистане, в минобороны ответили: “Столько, сколько потребуется”.

В свою очередь глава центрального командования вооруженных сил США генерал Томми Фрэнкс, отвечающий за проведение операции в Афганистане, заявил, что американская сторона полностью контролирует ее ход и навязывает противнику свои условия боевых действий. “Инициатива принадлежит нам и мы твердо намерены следовать и далее этим курсом”, – сказал американский военачальник.

Томми Фрэнкс подтвердил, что в южных районах Афганистана действуют небольшие группы американского спецназа, ведущего разведку, наведение авиации на цели, а также выступающие в качестве военных советников у восставших против талибов пуштунских племен и снабжающие их оружием.

Однако в Афганистане могут оправдаться пессимистичные прогнозы – после ухода с политической авансцены талибов тут возможны возникновение “вакуума власти” и начало перманентной войны всех против всех, как это уже было после свержения Наджибуллы и захвата власти моджахедами. По данным пакистанской газеты Frontier Post, захватившие власть в четырех восточных провинциях Афганистана – Нангархар, Кунар, Лагман и Логар – пуштунские лидеры и полевые командиры, сторонники объединения “Восточная шура”, не могут договориться между собой о разделе сфер влияния.

На совещании в губернаторском дворце в столице Нангархара Джелалабаде пуштунские лидеры пытались договориться о формальном разделении власти. По некоторым сведениям, именно бывший губернатор Джелалабада Абдул Кадыр вновь станет главой этой провинции, а в соседней провинции Лагман руководителем будет признан маулави Матиулла.

Ситуация в Нангархаре весьма напряженная, вооруженные отряды трех претендентов на власть подтянуты в провинции. Переговоры о том, кто же станет главным в этой провинции, граничащей с Пакистаном, еще не завершены. По мнению экспертов, любой из пуштунских лидеров, который придет к власти на востоке страны, будет выступать против вступления в эти районы отрядов Северного альянса.

Подразделения пуштунов, захватившие пограничные посты на афганской стороне границы с Пакистаном, после ухода талибов не разрешают никому пересекать границу. Здесь скопилось несколько тысяч афганцев, которые хотят вернуться на родину.

В Пакистан пропустили только несколько грузовиков с фруктами, а в Афганистан – 20 машин с иностранными журналистами. А это значит, что достижение полноценного политического урегулирования и долговременной стабилизации ситуации в Афганистане может оказаться более трудной задачей, чем ликвидация инфораструктуры “Аль-Гаэда”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: