Г.МАМЕДЗАДЕ
Вчера начала работу азербайджано-турецкая межправительственная комиссия. За стол переговоров сели главы ряда азербайджанских министерств и ведомств и руководящие чиновники Турции.
Обсуждение торгово-экономической ситуации между обеими странами началось буквально с приветствия. Правда, в то время как глава азербайджанского крыла комиссии вице-премьер Абид Шарифов ограничился набором заверений в вечной дружбе и сотрудничестве с Турцией, глава турецкой делегации, государственый министр этой страны Абдулхалыг Чай дополнил аналогичные заверения критическими нотками.
В частности, Чай выразил недоумение тем обстоятельством, что братский Азербайджан применяет по отношению к турецким деловым партнерам высокие налоговые санкции, в то же время делая уступки другим странам. Несомненно, этот факт мешает развитию торгового сотрудничества между двумя станами, подчеркнул он, параллельно выразив надежду, что результаты работы данной комиссии будут способствовать решению этой проблемы.
Особенно и со смыслом было отмечено наличие большого потенциала сотрудничества между странами в энергетическом секторе и обоюдное стремление сторон способствовать реализации проекта “Баку-Джейхан”.
А.Чай напомнил, что двусторонние соглашения по перевозке азербайджанских энергоресурсов на мировые рынки через территорию Турции помогают развитию сотрудничества, то есть Турция делает все от нее зависящее, чтобы азербайджанская и казахстанская нефть беспрепятственно пересекали территорию этой страны.
И это, по его мнению, дает основание турецким коллегам требовать и от азербайджанской стороны адекватного понимания, что должно проявиться в поддержке турецких бизнесменов и в других сферах сотрудничества. Госминистр предложил обратить внимание на ограничения на ввоз в нашу страну мясо-молочной продукции турецкого производства.
Хотя, в данном случае, нам кажется, что сказываются скорее реалии местного рынка, и проблема не только в высоких размерах пошлин на этот вид продукции, но и в активизации отечественных производителей мяса и молока, постепенно вытесняющих с местного рынка иностранных конкурентов.
А.Чай подчеркнул, что существуют еще большие проблемы в секторе услуг, где инвестиции дошли до 1,4 млрд. долларов. В качестве примера он привел то, что до 1998 года работавшие в Азербайджане фирмы реализовали проекты на сумму до 200 млн. долларов, а после 1999 года наметился спад, и теперь этот показатель не превышает 35 млн. долларов.
Это доказывает, насколько серьезные проблемы сложились в области экономического сотрудничества. Если Азербайджан создаст более благоприятные условия для работы турецких строительных и других фирм с мировым именем, это благоприятно скажется на развитии отношений, особенно в области взаимовыгодного инвестирования.
В качестве подтверждения был приведен многозначительный факт: около 1500 фирм со стопроцентным турецким капиталом вложили в Азербайджан около 1,5 млрд. долларов инвестиций и открыли рабочие места для более чем 30 тысяч человек.
Но сейчас только одной трети этих фирм с трудом удается поддерживать свой бизнес в Азербайджане, что свидетельствует о наличии больших проблем с условиями деятельности этих компаний в Азербайджане, необходимости снизить налоги для инвесторов и обеспечить законодательную базу, удобную для развития деловых инициатив.
А.Чай обратился к намеченной программе контроля, под воздействием которой удастся реально оценить возможности условий для работы и развития осуществляемых проектов.
А.Чай отметил, “что для более плодотворного развития связей между Азербайджаном и Турцией необходимо одинаковое отношение сторон к поставленным вопросам. Не сомневайтесь, что Турция окажет любую поддержку.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год