СПИД и экономика – палка о двух концах

Р.НАСИРОВ

По темпам экономического роста Азербайджан занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ. Так, по данным Межгосударственного комитета статистики Содружества, по росту внутреннего валового продукта (ВВП) Азербайджан (за январь – сентябрь – 11,4%) опережает Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову и т.д.

То есть рост экономических составляющих очевиден. Однако, как показывает опыт многих развивающихся стран, в будущем страна столкнется с проблемой, которая может отразиться не только на экономических показателях, но и свести к минимуму достижения последних лет.

К сожалению, об этой угрозе пока догадываются разве что специалисты, занимающиеся проблемами… СПИДа, поскольку, на первый взгляд, слишком велика пропасть между такими понятиями, как “экономика” и “СПИД”.

Правительства многих стран мира уже давно убедились, что СПИД способен оказать влияние на степень экономического роста любого государства, и даже может угрожать их национальной безопасности. Мировая общественность узнала о заболевании СПИД в начале 80-х годов, когда были описаны его симптомы. Тогда многие не придали особого значения заболеванию. В странах с низким уровнем выявляемости болезни многие до сих пор придают СПИДу такое же значение, как малярии или гриппу.

Однако, хотя распространение СПИДа и зависит напрямую от распространенности, например, малярии или туберкулеза, но между этими заболеваниями существует принципиальная разница: ВИЧ-инфекцией чаще заражаются люди репродуктивного возраста (15 – 45 лет), составляющие основу работоспособной части населения. И если смерть одного человека не оказывает серьезных последствий в целом на экономику, – массовая гибель людей, безусловно, отражается на статистике социальных и экономических составляющих. К примеру, структура населения развивающихся стран обычно представляется в виде пирамиды, основание которой составляют молодые люди, дети и младенцы. На вершине – люди старшей возрастной группы, численность которых в связи с болезнями и естественной смертью уменьшается. Но это в идеале.

В странах, в которых эпидемия СПИДа приняла наиболее массовый характер, пирамида преобразуется в так называемую “каминную трубу”, поскольку резко снижается число молодых людей из-за смерти от ВИЧ-инфекции. Такое уже имеет место в Ботсване.

Или другой пример – в некоторых африканских странах заболеваемость ВИЧ-инфекцией и вызванная болезнью смертность перешли с последнего на первое место в перечне причин, по которым люди уходят из компаний. В этих государствах только в течение последних нескольких лет затраты коммерческих структур на медицинские услуги подскочили в 10 раз, а на похоронные – выросли в 5 раз.

В то же время, судя по статистике, в Азербайджане проблема СПИДа пока не так остра. Так, по данным, полученным в Республиканском центре по борьбе с СПИДом, до сих пор в стране было обнаружено всего 335 ВИЧ-инфицированных. В то же время в России их уже 148,8 тыс., в Украине – 40,8 тыс., в Беларуси – 3766, Молдове – 1294, Казахстане – 2441 человек. Получается, что Азербайджан – на одном из последних мест в этой печальной статистике. Но соответствует ли это реальному положению дел? Нет. Во-первых, в прошлом году тестовые обследования в стране прошли всего 1,3% населения, в то время как в России – 25%. Следовательно, сравнивать эти данные не совсем корректно и делать определенные выводы можно, если обследованию подвергнется аналогичное (в процентном соотношении) количество людей и в Азербайджане.

Во-вторых, также не совсем верно сравнивать эти данные, поскольку тестовые исследования только тогда отображают наиболее реальную картину, если проводятся среди людей, относящихся к так называемой группе риска. К тому же, чем больше среди прошедших тесты добровольцев, тем они реалистичнее. Следовательно, говорить о том, что проблемы СПИДа в Азербайджане нет, можно лишь с большой натяжкой.

К тому же помимо реальной статистики существуют и прогнозы. Если верить заключению экспертов, и принять за основу, что СПИД развивается в геометрической прогрессии, то уже в 2002 году официально число зараженных ВИЧ-инфекцией в стране достигнет порядка 1000 человек. Но и это не все. Из мировой практики известно, что реально носителей ВИЧ-инфекции бывает в 10 раз больше, чем число выявленных в ходе тестовых проверок больных. Таким образом, можно предполагать, что в Азербайджане сегодня уже около 4 тысяч носителей ВИЧ-инфекции.

В масштабах 8-миллионного государства это вроде бы не много – 50 человек на каждые 100 тыс. Однако уже в следующем году, благодаря все той же геометрической прогрессии, их численность достигнет 16 тыс., и это будет означать, что из каждых 100 тыс. человек зараженными окажутся 200. Напомним, что подавлющее большинство зараженных находятся в репродуктивном возрасте.

К примеру, из 35 азербайджанцев – носителей ВИЧ-инфекции, проживающих в России, – 40% людей в возрасте 20 – 30 лет, а 60% – 30 – 40 лет. Излишне напоминать, что большинство детей, рожденных от этих людей, также будут носителями ВИЧ-инфекции. Вернемся к экономическому аспекту проблемы. Сначала об обязательствах государства перед больными СПИДом. Согласно действующему законодательству, затраты на лечение этих людей должны осуществляться из госбюджета. Средства при этом нужны немалые. Каждый зараженный ВИЧ-инфекцией должен, как минимум, два раза в год пройти курс лечения, а затраты на медикаменты только по одному такому курсу составляют $10 – 15 тыс.

Следовательно, уже сегодня в момент обсуждения в Милли меджлисе проекта госбюджета 2002 года, на лечение 315 (20 из выявленных 335 больных являются иностранцами) ВИЧ-инфицированных следует выделить сумму, эквивалентную минимум 3 млн. 200 тыс. долларов.

И если бы закон работал, то эти суммы пришлось бы урезать из каких-то экономических или социальных проектов, запланированных на 2002 год. В дальнейшем суммы лишь возрастали бы. Например, учитывая то, что в 2002 году число выявленных больных может достигнуть 900 с лишним человек, финансовые обязательства государства перед ними достигнут $10 млн. И вновь о ВВП.

По данным Госкомстата, прогнозы по внутреннему валовому продукту на 2001 год составляли 26,4 трлн. манатов. Получается, что доля каждого среднестатистического гражданина 8-миллионной страны в формировании ВВП составляет порядка 3 млн. 260 тыс. манатов. В следующем году эта цифра еще более возрастет, поскольку в проект госбюджета-2002 вложены прогнозы по ВВП на уровне 28 трлн. 746 млрд. манатов. И как бы жестоко ни выглядели расчеты и сопоставления, следует признать, что смерть каждого носителя ВИЧ-инфекции ежегодно будет понижать ВВП минимум на 3,26 млн. манатов.

Со временем, в связи с ростом численности населения Азербайджана эта цифра будет подкорректирована… Пока обо всем этом в стране мало кто задумывается. Может, потому, что, к счастью, людей, умерших от СПИДа, в Азербайджане всего 45 – приблизительно столько же, сколько погибает, например, в автокатастрофах или при пожарах.

Но если вспомнить, что на государственном уровне проблемами СПИДа в Азербайджане стали заниматься в течение последних 10 лет, и то, что именно столько живут зараженные ВИЧ-инфекцией, то скорее всего со временем печальная статистика смертей от СПИД будет возрастать.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: