США и Россия приняли “план совместных действий”

НУРАНИ

Пребывание президента России Владимира Путина в Техасе было не менее насыщенным, чем в Вашингтоне: переговорам на ранчо предшествовало выступление президента России в университете Райс, одном из самых престижных частных университетов в США. В зале присутствовали не только студенты (в том, что именно они составят политическую и экономическую элиту не только Техаса, похоже, мало кто сомневается), но и представители деловой элиты Хьюстона: “нефтяной” и “аэрокосмической” столицы США.

И говорил Владимир Путин о блестящих перспективах сотрудничества Москвы и Вашингтона. Наверное, в те годы, когда Путин только начинал свою карьеру в КГБ, после таких речей о прирожденной романтике “штата Одинокой звезды”, как называют Техас, вполне можно было нажить неприятности за “низкопоклонство перед Западом”. Но времена меняются и вместе с ними риторика.

В большом зале университета Райс присутствовал Буш-старший, экс-президент США. А его сын и нынешний хозяин Белого дома отправился на ранчо близ Кроуфорда – готовиться к приезду высокого гостя. Чета Путиных прибыла на военную базу в городе Вако, а уже оттуда, на вертолете президента США, Владимир и Людмила Путины отбыли на ранчо Джорджа Буша Prairie Chapel в Кроуфорде. Президентскую чету Джордж Буш у вертолета встречал лично. А Людмила Путина подарила Лауре Буш, приехавшей вместе с мужем, желтую розу, символ Техаса.

После этого оба президента и их жены сели в белый джип, который повел лично Джордж Буш. “Я все еще помню, как водить, и хочу показать Владимиру Путину любимые места своего ранчо. Президент, кстати, привез к нам дождь, которому всегда рады в жарком Техасе”, – эти слова Буша журналисты цитировали наперебой. Торжественному ужину “в техасском стиле”, по сообщению информационных агентств, предшествовали переговоры президентов: сначала один на один, потом с участием ближайших помощников. Затем за традиционным техасским угощением собрались члены делегаций, а также особо приглашенные четой Бушей руководители штата Техас, их ближайшие друзья.

Как сообщили сотрудники аппарата президента США, на ужин были поданы овощной салат, говяжья вырезка, жаренная на гриле с мексиканскими специями, жареный сом, печеная картошка с перцем, стручковая зеленая фасоль, приготовленная по старинному рецепту, поджаренный на открытом огне хлеб, техасские кукурузные плюшки с луковой приправой, пирог с орехами-пекан и мороженое. Гости пили шардоне урожая 2000 года и каберне – 1999 года.

Судя по всему, В.Путин весьма успешно осваивает “неформальную дипломатию” – некогда самый удачный внешнеполитический козырь Бориса Ельцина. Правда, как замечают корреспонденты, вряд ли дело дойдет до “друга Джорджа” и “друга Владимира”. “Стиль Путина” оказывается иным: продуманные светские жесты вроде желтой розы, подаренной Лауре Буш Людмилой Путиной, удачно “ввернутые” в выступления цитата из Джека Лондона “Время не ждет” и упоминание, что Техас – это “штат Одинокой звезды”, умение невзначай продемонстрировать знание страны, куда приехал с визитом…

Но, в отличие от прежних времен, журналисты уже не задают ироничных вопросов, не подменяются ли реальные внешнеполитические успехи демонстрацией той самой “неформальной близости”. Сближение и готовность Москвы и Вашингтона к сотрудничеству подчеркивают оба президента. Но решение о сокращении СНВ и “смертный приговор” поправке Джексона-Вэника по-прежнему остаются единственными крупными дипломатическими достижениями саммита.

Помимо четы Путиных гостями Бушей с российской стороны были секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло, глава МИД Игорь Иванов, заместители руководителя кремлевской администрации Дмитрий Медведев и Сергей Приходько, посол РФ в США Юрий Ушаков, замминистра иностранных дел Георгий Мамедов, начальник департамента стран Северной Америки МИД Владимир Чхиквишвили. Среди американских гостей – госсекретарь Колин Пауэлл, министр торговли Дональд Эванс, руководитель аппарата сотрудников Белого дома Эндрю Кард, старший советник президента Карен Хьюз, помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс, помощник госсекретаря Элизабет Джонс, спецпомощник президента Дэниел Фрид, посол США в РФ Александер Вершбоу.

Как сообщил журналистам заместитель руководителя кремлевской администрации Сергей Приходько, президенты России и США приняли “План совместных действий” в дополнение к подписанным ранее шести заявлениям. По его словам, в документе, который Приходько охарактеризовал как “рабочий”, Путин и Буш “согласовали совместные шаги в дополнение к принятым накануне шести совместным заявлениям президентов”.

По его словам, “План совместных действий” охватывает сферы борьбы с глобальными вызовами безопасности, вопросы политического, военно-политического и экономического взаимодействия, а также конкретные сферы двухсторонних отношений. Интригующие подробности переговоров по-прежнему остаются за “закрытыми дверями”. И о том, какие конкретно темы были затронуты в ходе переговоров Буша и Путина, можно судить только по тому, кто еще, кроме президентов, был приглашен на ранчо.

Среди них не оказалось ни американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Рудольфа Перины, ни Стивена Манна, специального помощника госсекретаря и президента США по Каспию, и, судя по всему, если урегулирование карабахского конфликта и разработка углеводородных запасов Каспия и были затронуты в ходе переговоров, то только в общих чертах.

Однако определенную пищу для размышлений дает участие в техасском саммите помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс. В конце августа, уже участвуя в подготовке техасского саммита Буша и Путина, она совершила турне по постсоветскому пространству, посетив Азербайджан, Грузию, Армению и Украину.

В Баку на переговорах с президентом, министром иностранных дел и другими официальными лицами она обсуждала такие вопросы, как урегулирование карабахского конфликта, развитие экономического сотрудничества США и Азербайджана, разработка и транспортировка каспийской нефти, и подписала в Баку очередное “грантовое соглашение”.

В дипломатии такого уровня, как известно, случайных совпадений не бывает, и визит Джонс в регион, вполне возможно, был частью подготовки к саммиту. Дело, напомним, происходило еще до терактов 11 сентября. Безусловно, логика отношений Москвы и Вашингтона в конце августа была другой.

Однако заинтересованность США в твердых позициях в южном секторе постсоветского пространства вообще и Азербайджане в частности после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне и начала антитеррористической операции только возросла. Причем вряд ли речь идет о “тактических шагах”: отмена 907-й поправки и поправки Джексона-Вэника однозначно демонстрирует, что США намерены укрепить свои позиции в Азербайджане всерьез и надолго. И, судя по всему, южнокавказская тематика была затронута в ходе переговоров на ранчо Буша.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: