Н.ГУЛИЕВА
Сегодня в Баку прибывает правительственная делегация России, возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко, в состав которой также входят глава Волго-Донского канала, руководители ряда транспортных компаний РФ, представитель командования космическими войсками России, представитель госкомиссии по проведению экологической экспертизы Габалинской РЛС и др.
Как сообщили “Эхо” в Посольстве РФ в Азербайджане, основная цель визита – участие в очередном заседании азербайджано-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой являются В.Христенко и 1-й вице-премьер Аббас Аббасов.
В повестке дня заседания широкий круг вопросов, решение которых особенно актуально до запланированного на февраль 2002 года официального визита президента Гейдара Алиева в Россию. В связи с этим стороны обсудят проекты десяти двусторонних соглашений, которые предстоит подписать президентам двух стран. В число дискуссионных тем заседания входят и развитие торгово-экономических отношений, делимитация границы между двумя странами по реке Самур, проблемы судоходства во внутренних водах РФ, возвращение Россией спорного технического имущества Азербайджана – в настоящее время в порту Астрахани все еще находится принадлежащее Азербайджану исследовательское судно “Исполин” и другое оборудование.
Что касается реки Самур, то споры вокруг раздела этих вод между двумя странами идут уже давно. Дело в том, что российская сторона предлагает поделить воды по принципу “50-50”, а Азербайджан настаивает на соблюдении условий соглашения, подписанного еще в 1967 году в рамках бывшего СССР о принадлежности 75% вод Самура Азербайджану, 25% – России. И судя по заявлению главы Госкомитета по мелиорации и водного хозяйства АР Ахмеда Ахмедзаде: “Вода Самура необходима для заполнения Джейранбатанского водохранилища, которое обеспечивает питьевой водой Сумгайыт и часть Баку”, – в этом вопросе Азербайджан на уступки идти не собирается.
А.Аббасов же в беседах с журналистами неоднократно отмечал недовольство Баку по поводу квотного ограничения на вход грузовых судов страны во внутренние воды России. По его словам, Азербайджан получил положительный ответ от правительства России на выдачу разовых разрешений на проход по внутренним водам РФ в 2002 году 20 азербайджанских судов типа “река-море” (грузоподъемность не выше 5 тыс. тонн), в 2001 году же их было 11. “Мы хотим, чтобы во внутренних водах России плавало больше наших грузовых судов”, – отмечал А.Аббасов.
В свою очередь В.Христенко накануне приезда в Баку в интервью агентству CNA заявил, что, принятая на последнем заседании межправительственной комиссии программа совместной деятельности по конкретным направлениям сотрудничества “в целом выполняется неплохо”. Хотя, по мнению вице-премьера РФ, потенциал российско-азербайджанского взаимодействия в торгово-экономической области реализован далеко не полностью. Касаясь конкретных сфер сотрудничества В.Христенко отметил, что Россия заинтересована в подключении к программе ТРАСЕКА в качестве наблюдателя при межправительственной комиссии по реализации этого проекта и рассчитывает на поддержку Азербайджана как страны-депозитария соглашения о транспортном коридоре Европа-Кавказ-Азия.
Кроме того, по словам Христенко, Москва заинтересована в транзите азербайджанской нефти по российской территории и считает необходимым продление соответствующего договора. В 2001 г. Азербайджан должен перекачать в Новороссийск 2,5 млн. тонн нефти и за 10 месяцев этого года уже прокачано 2,3 млн. тонн. “Полагаем, – сказал вице-премьер, до конца года будет транспортирован весь обговоренный объем, а в 2002 году он будет доведен до 5 млн. тонн”.
Вместе с тем из уст российского вице-премьера вновь прозвучала критика в адрес проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. По его словам, российская сторона “не видит экономического интереса в этом проекте, особенно при наличии имеющихся альтернативных вариантов транспортировки, и в первую очередь по нефтепроводам Баку – Новороссийск и КТК”. При этом Христенко выразил отношение и к заявлению главы “ЛУКойл” Вагита Алекперова о возможности подключения этой компании к проекту “Баку-Джейхан”, отметив, что “компания имеет право на свое мнение в вопросах, связанных с ее деятельностью”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год