Переговоры по карабахскому конфликту на своем нынешнем этапе привлекают значительное внимание зарубежных СМИ. Так, на сайте немецкой радиостанции Deutsche Welle (Немецкая волна) помещен материал, посвященный предстоящим переговорам Алиева и Кочаряна в Ки-Весте. В нем, на основе репортажей армянского и азербайджанского корреспондентов DW, обрисовывается позиция обеих сторон.
Однако, пожалуй, наибольший интерес представляет интервью с сотрудником Германского общества внешней политики Александром Раром.
– Заявления Баку и Еревана стали гораздо более резкими. Что это? Есть ли реальная угроза развязывания военных действий?
– Трудно сказать, что это на самом деле. Тон в Берлине тоже был очень резким, особенно со стороны представителей Азербайджана. Делегация Азербайджана состояла как раз из представителей правящей партии, так и оппозиции. И те, и другие просили и Европейский Союз, и Германию, и Запад поддержать стремление Азербайджана присоединить к себе опять Нагорный Карабах и, в первую очередь, заставить Армению покинуть оккупированные территории.
– А насколько это связано с планами Баку допустить на свои территории военные базы? Идут переговоры с Турцией, со странами НАТО… Насколько серьезны такие планы и как к ним отнесется Россия?
– Азербайджан, я думаю, всегда готовился к военным действиям. Просто сейчас наступил момент, когда эту карту можно будет очень хорошо разыграть в избирательной кампании или когда встанет вопрос, кто сменит Алиева на посту президента страны. Кроме того, Азербайджан с большим беспокойством смотрит, как Запад, в первую очередь США, отворачивается от этого региона, в принципе, опять предоставляя возможность Путину и России занять здесь главное место в большой борьбе за каспийскую нефть.
– Обе стороны упрекают сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то есть Россию, США и Францию в недостаточной активности. А насколько вообще нейтральны эти посредники? Например, прежняя администрация США открыто заявляла, что это – регион их стратегических интересов. Россия не скрывает, что хочет долевого участия в прибылях от бакинской нефти, французские нефтяные фирмы собираются вкладывать и уже вложили там деньги?
– С моей точки зрения, Минская группа по Нагорному Карабаху всегда была той платформой, на которой разыгрывались совсем другие игры, которые не имели прямого отношения к Нагорному Карабаху, а больше имели отношение к развитию всего региона. США надеялись благодаря участию в решении этого этнического конфликта сохранить за собой право, в принципе, наращивать свое политическое и, может быть, военное влияние в этом регионе.
Россия старалась, в принципе, через эти переговоры войти в этот регион в качестве одного из главных игроков, а Франция, поддерживаемая Германией, которая тоже в Минской группе, старалась здесь заявить о каком-то европейском присутствии. Поэтому все переговоры по Нагорному Карабаху зашли в большой геополитический тупик.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год