Как Али Инсанов пошел против Конституции Азербайджана

Р.БАБАЕВ

В Насиминском районном суде судья Гюльнара Тагизаде рассмотрела исковое заявление в отношении министра здравоохранения страны Али Инсанова, игнорирующего, по мнению ряда истцов, решения суда, попирающего гражданские права медицинских работников, гарантированные им законом и Конституцией Азербайджана.

Исковое заявление было подано представителями комитета по защите прав медицинских работников – Фармана Джейранова, Тамиллы Керимовой, Паши Сахибова. Комитет обеспокоен тем, что армия медицинских работников осталась беззащитной перед произволом, чинимым Али Инсановым и приводит нижеследующие примеры этого.

Паша Сахибов до июня 1999 года работал в должности заведующего паразитологического отдела Бейляганского центра гигиены и эпидемиологии. 7 июня того же года решением коллегии Минздрава он был освобожден от занимаемой должности. Заседание проходило без его участия. В ответ Сахибов подал исковое заявление. 3 сентября суд Насиминского района отменил решение коллегии Минздрава, и Паша Сахибов был восстановлен на прежнюю должность.

Однако до настоящего момента решение суда Инсановым не исполняется. Причем, невзирая ни на что, в том числе и вмешательство Минюста в лице его органа по надзору за исполнением судебных решений. П.Сахибов требует материальной компенсации в размере 100 млн. манатов за нанесенный ему министром моральный ущерб.

В течение двух лет Сахибов обращался в президентский аппарат, Милли меджлис, Минюст. Писал исковое заявление о том, чтобы привлечь Али Инсанова за неисполнение решения суда к уголовной ответственности. И вот, только вчера судья Тагизаде удовлетворила иск частично, ссылаясь на отсутствие документа, подтверждающего среднюю годовую зарплату Сахибова.

Комитет недоумевает, почему, оставив в стороне исковое заявление о возмещении материальной компенсации морального ущерба, судья рассматривает уже имеющееся решение от 3 сентября о выплате среднемесячной зарплаты за время вынужденного прогула. Статья 38.4 (необоснованные прогулы), по которой П.Сахибова освободили от занимаемой должности, была аннулирована задолго до его увольнения и, следовательно, никакой юридической силы на то время не имела. Так что дело выиграно, но не до конца.

Представители комитета, между тем надеятся, что этот иск не постигнет судьба предыдущего уголовного дела, возбужденного по аналогичному вопросу в отношении Лятифы Эфендиевой – бывшего главврача республиканского роддома. 9 сентября 1994 года ее уволили тоже решением коллегии Минздрава по сфабрикованной справке.

Уголовное дело против министра здравоохранения было возбуждено 10 января 1995 года. Дело было заморожено с отпиской Насиминской прокуратуры о том, что истец – Али Инсанов… находится в розыске. До настоящего времени дело не закрыто.

Тот же “путь” прошли Фарман Джейранов и Тамилла Керимова. Последняя в беседе с нами отметила, что “сценарий освобождения от занимаемых должностей и неисполнения решений судов идентичный, поскольку режиссер один – Али Инсанов. В отношении меня на протяжение двух лет игнорируются решения районных и Верховного судов. Я доказала криминальную финансовую деятельность руководителей здравоохранения. В частности, заведующего Сабаильским РОЗ – С.Гасановой и начальника горздрава – Л.Кязимовой, что нашло свое отражение в актах проверки Минфина. В целях блокирования дальнейших моих заявлений они и перешли к методам застойного периода, пытаясь повесить на меня ярлык невменяемой”, – отметила она.

На подходе рассмотрение дел у того же судьи иска Фармана Джейранова. Полиция юстиции предъявила в суд представление на возбуждение уголовного дела по статье 306.2 (неисполнение решения суда) в отношении Инсанова.

Параллельно Джейрановым и Керимовой поднят вопрос о возмещении морального ущерба. Мы встретились и с Ф.Джейрановым, который рассказал, что его, врача с большим трудовым стажем и заслугами, имеющего в активе более 3000 прооперированных пациентов, сняли в начале декабря 1999 года решением коллегии министерства с должности директора республиканского научного центра хирургии имени М.Топчубашева.

В документе указано, что он уволился “по собственному желанию”, хотя ни устного, ни письменного обращения к министру здравоохранения не было. Он полагает, что толчком к этому послужило его несогласие с решением Инсанова выдвинуть на должность замдиректора по науке Гидаята Исаева. 8 декабря 1999 года Джейранов обратился в Насиминский суд с исковым заявлением. Суд удовлетворил его жалобу, уволенного восстановили на прежнюю должность.

“Тогда Инсанов решил через СМИ распространить клевету о том, что я являюсь уголовником и подлежу аресту. Для подтверждения своих высказываний вскоре Али Инсанов, игнорируя указы президента о ликвидации ревизионного управления министерств, концернов и других структур (кроме Минфина), направил в институт комиссию (хотя в предыдущий раз ревизия в институте состоялась всего за месяц до этого) с заведомо известными “результатами” проверки.

“Изучение” пятилетней деятельности института было завершено в рекордно короткие сроки – 2 недели. Ничего противозаконного обнаружено не было, все документы были в порядке”, – рассказал Джейранов.

Однако по результатам работы “комиссии” в ясамальскую прокуратуру была представлена сфабрикованная справка, которая не имела никаких юридических оснований. По этой “липовой” справке его и арестовали. В течение десяти дней Джейранова держали в Баиловской тюрьме. Потом выпустили на свободу за недоказанностью выдвинутых обвинений.

“Как бы то ни было, суд опроверг беспочвенные аргументы Али Инсанова, однако министр продолжает игнорировать закон и Конституцию Азербайджана, вынуждая меня к дальнейшим судебным разбирательствам. В частности, возбуждению против него уголовного дела за неисполнение судебного решения (статья 306.2) и судебному иску за нанесенный мне моральный ущерб”, – заявил Фарман Джейранов.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год