НУРАНИ
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ и примкнувший к ним первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников продолжают свой визит в регион. Завершив переговоры с лидерами армянских сепаратистов на оккупированных азербайджанских землях, они прибыли в Ереван.
Основные и наиболее интригующие подробности переговоров, которые вели дипломаты в Ханкенди, остались за закрытыми дверями. Тем не менее, как сообщает агентство “Арминфо”, Аркадий Гукасян в ходе беседы с дипломатами заявил, что “агрессивные” заявления из Баку вызывают у него сожаление и не способствуют формированию “атмосферы доверия между конфликтующими сторонами”. А Вячеслав Трубников отметил необходимость принятия комплексных мер для утверждения доверия между конфликтующими сторонами и заодно выразил мнение, что предложения Минской группы не являются коренным методом решения конфликта.
По его словам, все зависит от доброй воли конфликтующих сторон, а “Минская группа сделает все возможное, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки”. Правда, если решение конфликта зависит от самих сторон, то становится непонятным, зачем нужна вся система норм международного права вообще и ОБСЕ вместе со своей МГ в частности.
Трубников сделал в Ханкенди еще одно примечательное заявление. По его словам, без доброй воли народа Нагорного Карабаха и учета его интересов конфликт никогда решить не удастся. Но вот, что в МГ понимают под “народом Нагорного Карабаха”, если ее сопредседатели даже не считают нужным встречаться с представителями азербайджанской общины Карабаха? И означает ли это, что В.Трубников просто повторяет риторику армянских сепаратистов, которые вначале провели в Карабахе этническую чистку, а, завершив кампанию геноцида азербайджанцев и уничтожив, и изгнав из Карабаха все неармянское население, заговорили о “народе Карабаха”, чьи права и интересы должны быть непременно учтены?
Более того, американский сопредседатель Рудольф Перина, в свою очередь, отметил, что ответственность за решение карабахской проблемы лежит, в первую очередь, на Азербайджане и Армении.
Французский сопредседатель Филипп де Сюрмэйн констатировал наличие новых идей по урегулированию проблемы, отметив, что практическая их состоятельность может быть определена после встречи с президентом Армении Робертом Кочаряном. Конкретно о сути предложений французский дипломат не сообщил. А по прибытии в Ереван дипломаты отказывались комментировать реакцию на новые предложения и Гейдара Алиева, и Аркадия Гукасяна.
Зато Вячеслав Трубников и здесь попытался взять на себя роль “главного ньюсмейкера” и сразу же по прибытии в Ереван заявил, что новый вариант урегулирования основан на достигнутых в Париже и Ки Уэсте договоренностях. Что, как минимум, контрастирует с бакинским заявлением Филиппа де Сурмэйна – он сказал на пресс-конференции в отеле Hyatt Regenсy, что стороны в Париже обсуждали пути урегулирования конфликта, но конкретных договоренностей достигнуто не было.
Итак, переговоры продолжаются, однако конкретных результатов ждать не приходится. В регионе тем временем складывается опасная ситуация. Рост напряженности между Баку и Ереваном заметен невооруженным глазом. А сопредседатели МГ пытаются говорить и в Баку, и в Ереване, и в Ханкенди именно то, что там желали бы от них услышать, и в результате только провоцируют дальнейший рост напряженности.
Более того, внутри самой Минской группы уже заметно “неравное представительство” сторон. Если Францию и США в карабахском урегулировании представляют дипломаты в ранге послов, то Россию – первый замминистра иностранных дел Трубников.
При этом в состав МГ формально входит и Грибков, однако он, появляясь на “открытой” части закрытых встреч, контактов с журналистами всячески избегает, полностью доверив роль “ньюсмейкера” Вячеславу Трубникову, который, похоже, имеет все шансы войти в Книгу рекордов Гиннесса по количеству скандальных заявлений в течение одного МИРОТВОРЧЕСКОГО визита. Словом, в нынешней ситуации коренной пересмотр самого механизма посреднической миссии ОБСЕ становится уже насущной необходимостью.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год