Т.ГАРИБОВ
На прошлой неделе в нашей газете была опубликована статья под заголовком “Нефтяная афера преступного международного синдиката в Азербайджане”. Сотрудник нашего издания, ссылаясь на американскую газету The Times-Picayune, сообщил о том, что компании New England International Surety и Omne RE, используя метод махинаций, известный как финансовая пирамида, обманули американских инвесторов почти на $23 миллиона.
Среди сфер инвестиций упоминались и нефтяные месторождения в Азербайджане. Мы уже сообщали, что представительство компании Omne RE есть и в Баку. Сообщалось также, что в Баку ведутся переговоры для постройки завода по очищению нефтяного шлама.
После публикации этой заметки с “Эхо” связались представители бакинского офиса Omne RE и предоставили возможность выяснить все детали их деятельности. Азербайджанский представитель компании Люк Риенстра выразил свое недовольство тем, что была поставлена под сомнение репутация бакинского офиса, так как здесь они выполняют наложенные на них обязательства. “Мы занимаемся экологией, очисткой загрязненных объектов земли, как от нефти, так и от других токсичных отходов.
Конечно, было бы странно утверждать, что мы не имеем никакого отношения к американскому офису. Мы – звено этой компании. И инвестиции – около $5 млн., вложенные на строительство завода и снабжение предприятия необходимым оборудованием, поступали из США. Однако здесь, в Азербайджане, мы ни у кого ничего не берем, мы вкладываем деньги в экологию страны. Тем не менее у нас есть перспектива заработать в этой стране и мы обязательно вернем вложенные сюда деньги инвесторам”, – говорит Риенстра.
Компания действительно уже завершила строительство завода по очистке загрязненной нефтью почвы. При этом очищенная почва возвращается на место, а нефть, качественно отстающая от “черного золота” из месторождений, продается. Кроме того, компания нашла другой источник дохода на территории, где построен завод. Это гудроновое озеро, образовавшееся в Бинагады еще во время Второй мировой войны, когда после обработки нефти отходы сваливались в абшеронские степи. Гудрон смешивается с нефтью, полученной после очистки почвы, и производится высококачественный битум, который можно использовать как для прокладки асфальта, так и для покрытия крыш домов. Руководство компании намерено обратиться за лицензией для полномасштабного производства битума.
“Мы используем нефтяные отходы для производства ценной продукций”, – говорит Люк Риенстра. – Поэтому нас беспокоит судьба этого проекта. Тут работают 35 азербайджанцев, и если наш проект сорвется, они останутся без работы”. По его словам, бакинский офис не несет ответственности за $23 млн., собранных от инвесторов в США. “На этот проект было потрачено только $5 млн., и мы вернем эти деньги. Но все это будет возможно только после того, как завод начнет выпускать продукцию”.
На вопрос, будет ли продолжать свою деятельность завод, если американскую компанию засудят, глава представительства ответил, что их могут лишь обязать вернуть вложенные в этот проект деньги.
Глава отдела окружающей среды и безопасности труда ГНКАР Агамахмуд Сираджов оценил деятельность этой компании в Азербайджане весьма положительно.
– Как эколога меня мало волнует происхождение денег, потраченных для сооружения завода. Это дело других структур. Для меня важно, как работает эта компания с точки зрения охраны окружающей среды. Я несколько раз бывал на территории завода, осматривал их оборудование и возможности. Они провели большую работу, как по окружающий среде, так и по другим факторам. Кроме того, ничего плохого насчет руководства и деятельности бакинского филиала Omne RE я сказать не могу.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год