Разрушение памятников по Азербайджану надо остановить

Д.Каракмазли

– Горе-реставраторы по-дилетантски обходятся с памятниками культуры XIX века, – считает заместитель председателя президиума Азербайджанского общества охраны памятников Вагиф Асадов. Он, например, удивлен исчезновением шпилей с крыши Музея истории. Архитекторы, строя этот особняк для Зейналабдина Тагиева, надо полагать, не просто так установили на башнях шпили. Вероятно, они выполняли свою роль архитектурного элемента, согласно законам эстетики европейского стиля, считает В.Асадов.

Кстати, о самих башнях. Неквалифицированные реставраторы эти башни к тому же грубо облецовали сверкающими оцинкованными листами, под которыми исчез орнамент. “Специалисты” вдобавок еще и отбелили здание, что также, по мнению В.Асадова, недопустимо, если речь идет о памятниках архитектуры. И по улице Истиглалият, 37, опять-таки, в результате, так называемых, ремонтно-реставрационных работ, полностью осел фасад жилого дома, который также числится в списке охраняемых памятников за N 921. В результате со стороны ул. С.Эфендиевой на здании появились трещины, а в одной из квартир разрушилась стенная печь, треснули стены.

Немилосердно обошлись с памятником, построенным в 1911 году по улице Ахмеда Джавада, 15. В народе его называют “Александровским рынком”. Он полностью разрушен. Между тем это здание также входит в государственный список памятников, охраняемых государством под N 789. Плачевна судьба и здания, переданного вначале под Республиканскую урологическую клинику. Однако из-за нехватки средств в 1992 году, решением столичных властей здание было передано межотраслевой экономической ассоциации “Карабах”. И тогда между клиникой и ассоциацией разгорелась “война”. И, наконец, ассоциация “Карабах” за символическую цену, 133 млн. манатов приватизировало этот архитектурный памятник площадью 2110 кв.м На днях судьба здания окончательно решена – оно полностью снесено.

В.Асадов называет это непростительным актом вандализма. Когда Общество охраны памятников обратилось в соответствующие органы по этому поводу, то им ответили, что памятник находился в аварийном и антисанитарном состоянии. Довольно странное обьяснение. Нигде в мире аварийное состояние архитектурных памятников не основание для того, чтобы их сносить. По имеющимся чертежным и проектным документам этот памятник, по мнению В.Асадова, можно было бы восстановить в его первоначальном виде, как поступают в цивилизованных странах.

Коснулся В.Асадов и другой “больной темы” – Ичери шэхэр. По его словам, если во всех индустриальных странах старую часть города охраняют как зеницу ока, то у нас в этом смысле все происходит с точностью до наоборот. С 1985 года в ходе реставрационных работ, не учитывающих архитектурный характер этого заповедника, Ичери шэхэр нанесен непоправимый урон. К примеру, под предлогом реставрации, была разрушена часть памятника XYIII века – дом бакинских ханов. С того времени на территории заповедника были построены десятки многоэтажных особняков, но на реставрацию дома бакинских ханов средств так и нашлось.

И, что уже совершенно невероятно, так это возникновение новых “старых” памятников. Неподалеку от Девичьей башни, у здания дирекции заповедника, в 1999 году появился новый уродливый “исторический” памятник, никогда ранее в Ичери шэхэр не существовавший. Не поддается обьяснению, по словам В.Асадова, и строительство котельной, возникшей вдруг, как гриб после дождя, внутри комплекса Дворца ширваншахов.

Еще один вопрос, по словам В. Асадова – здание армяно-григорианской церкви, где в настоящее время “гоняют” бильярдные шары. Эту церковь, по его мнению, не мешало бы отреставрировать. При всем том, что конфликт с Арменией продолжается, наши земли оккупированы, отношение к этому зданию в глазах многих, в том числе и иностранцев – отражение нашего отношения к христианскому миру в целом. К дому Бога нельзя относиться неуважительно, какая бы паства его раньше ни посещала.

Эта церковь в Баку должна находиться в той же “рабочей форме”, что и мечеть в Ереване, которая, кстати, там отреставрирована и в настоящее время действует. По словам В. Асадова, в эту мечеть приходят молиться местные и приезжие мусульмане из Ирана и других мусульманских стран. И что в этом плохого, если и христиане, проживающие в Баку, тоже будут приходить молиться в эту церковь?

Сегодня христианская часть мира – это такие мощные государства, как США, Британия, Франция, Германия… А сейчас приезжие из этих стран, проходя мимо здания церкви, слышат, как оттуда доносятся не молитвы, а стук бильярдных шаров. Если даже сегодня нет резона превращать церковь в действующую, считает В.Асадов, то можно там в конце концов открыть читальный зал, как намеревались ранее…

По словам ученого, президиум Общества и Минкультуры проводят общереспубликанский смотр памятников истории и культуры на территории Азербайджана, а также на оккупированных землях. Мониторинг выявил, что на оккупированных землях разрушены сотни архитектурных памятников. В Шуше с 1992 года в результате ракетных обстрелов уничтожены сотни памятников мусульманской культуры XVIII – XIX вв. Среди них – мечеть ашагы и юхары Говхар ага, поместье Зохраббековых, Мехмандаровых, Хуршид Бану Натаван и другие.

Разрушения памятников культуры Азербайджана и сегодня продолжаются на территории других оккупированных районов. Ясно, что тем самым армяне преследуют цель “исторически” обосновать свои территориальные претензии. Так же они поступали и в 1921 году. Сотни памятников истории и культуры в тот период были стерты с лица земли – мечети, усыпальницы, мавзолеи, надгробные памятники на средневековых кладбищах.

Но сейчас Азербайджан присоединился ко всем конвенциям ЮНЕСКО по защите культурного наследия. И потому мы вправе требовать от ЮНЕСКО защиты своих культурных памятников, оставшихся на оккупированных территориях. А таких на сегодня более 100 тысяч.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: