Р.ОРУДЖЕВ Ш.АББАСОВ
“Положение критическое! Народ требует отставки правительства” – так последние события, происходящие в Грузии, в интервью “Эхо” по телефону прокомментировал политический секретарь партии единства и развития Грузии, видный представитель азербайджанской диаспоры в этой стране Камал Мурадханлы. По его словам, политический кризис был спровоцирован действиями министерства государственной безопасности Грузии, работники которого 30 октября в 13 часов вошли в офис частной телекомпании “Рустави-2” с целью произвести изъятие финансовых документов.
За неделю до этого министерство по налогам Грузии завершило проверку всей финансовой деятельности “Рустави-2” и никаких нарушений финансовой дисциплины выявлено не было. В результате около офиса “Рустави-2” с 15 часов того же дня по призыву телекомпании начала собираться общественность города Тбилиси в поддержку свободы прессы. Поддержка телекомпании переросла в требования отставки правительства Грузии.
31 октября на заседании совета безопасности страны президентом была принята отставка министра госбезопасности Грузии Вахтанга Кутателадзе. К этому времени проспект Руставели в Тбилиси перед парламентом был заполнен общественностью Грузии, которая требовала отставки всего правительства и президента страны, для чего призвала парламент провести, не откладывая, внеочередное заседание парламента. Камал Мурадханлы считает вполне реальной возможную отставку правительства и президента Грузии: “Это реально, потому что в Грузии все решает грузинский народ”.
– Кто сегодня наиболее реальный претендент на власть в Грузии в случае отставки Шеварднадзе?
– В этом-то и весь кризис, что реального претендента сегодня нет. Есть отдельные политические группировки, желающие воспользоваться этими событиями и прийти к власти.
– А насколько смена власти в Грузии может отразиться на положении азербайджанцев, живущих в этой стране?
– Если азербайджанцы сейчас не примут правильное решение, это может очень отрицательно сказаться на их положении в будущем.
– Что означает – “правильное решение”?
– Я имею в виду, что сегодня наши соотечественники должны ждать решений грузинского народа и поддержать его. …Мы никогда не были против Шеварднадзе. Но если грузинская общественность не захочет его, что, Шеварднадзе будет только президентом Квемо Картли (Борчалы)?! Другой важный вопрос, который не может не беспокоить в связи с событиями в соседней стране, – как уход Шеварднадзе может сказаться на азербайджано-грузинских отношениях и совместных энергетических проектах двух стран? К.Мурадханлы так отвечает на этот вопрос: “Я уверен, что ничего не изменится. С Азербайджаном у грузинского народа всегда были хорошие отношения и это будет продолжаться и развиваться. Во внешней политике, причем не только в отношениях с Азербайджаном, но и с другими странами, я думаю, у Грузии ничего не изменится. То же самое касается и энергетических проектов двух стран”.
ОЦЕНКИ ИЗ БАКУ
Грузия – дружественная страна, поэтому естественна та обеспокоенность, которую переживает азербайджанская общественность в связи с последними событиями в Тбилиси. Это пока единственное государство в регионе, через которое Азербайджан имеет наземный выход на Запад, интерес к интеграции с которым проявляют и Баку, и Тбилиси. В этой связи некоторые международные наблюдатели склонны усматривать в этом противостоянии политический заказ со стороны внешних сил.
Официальный Баку не торопится с оценкой событий в соседней стране – реакции пока не поступало. Впрочем, по мнению сотрудника МИД Азербайджана Метина Мирзы, такая реакция не ожидается: “Конфликт между властями Грузии и независимой телекомпанией этой страны не имеет никакого отношения к Азербайджану. Это внутреннее дело Грузии”. Более разговорчивыми оказались местные политологи.
Бывший госсоветник по внешней политике Вафа Гулузаде вполне допускает возможность вмешательства соседей Грузии в ее внутренние дела: “В принципе попытку госпереворота в Тбилиси готовят давно. Уже было две неудачные попытки покушения на Шеварднадзе. …Сейчас, с учетом антитеррористической операции, вовлечение Грузии в орбиту НАТО может ускориться. Поэтому те силы, которые не заинтересованы в этом, могут использовать внутренние проблемы этой страны.
Упадок экономики, коррупция – эти проблемы есть. Но если поднять массы на борьбу с ними, могут произойти неожиданные результаты. Это может закончиться тем, что Грузия потеряет свою независимость и самостоятельность”, – считает политолог. Согласно Гулузаде, дальнейшее обострение обстановки в Тбилики опасно для Азербайджана. Потому, что одним ударом, если произойдет “реактивный” переворот, который приведет к власти силы, не заинтересованные в прозападном курсе Грузии, Азербайджан просто потеряет выход к Черному морю, дорогу в Турцию и в конце концов посреднически-союзнические отношения с последней. “Так что нам надо быть начеку и, если понадобится, оказать помощь соседям…” Не столь резок в выводах его коллега Расим Мусабеков:
– Я бы не стал допускать такой формулировки, как попытка госпереворота. Реально переворот означает выступление каких-то вооруженных сил с политическими требованиями. Этого нет. Но кризис власти в Грузии очевиден. Предшествовавшие этому отставки нескольких грузинских министров, серьезные расхождения между президентом Шеварднадзе и спикером парламента Жванией, а также неудачная попытка обострить ситуацию в Абхазии – все это, конечно, должно было во что-то вылиться. …
Думаю, что без серьезных потерь Шеварднадзе из этой ситуации не выпутается. Полагаю, что его оппонентам – определенным кругам в Гражданском союзе хватит здравомыслия не раскачивать лодку до того, чтобы ситуация вышла из-под контроля. В таких случаях дружественные соседние государства обычно выражают обеспокоенность. Однако неизвестно еще, даст ли словесная поддержка нашего руководства Э.Шеварднадзе что-нибудь реальное.
Не думаю, что сегодня стоит торопиться с такими заявлениями. Но выразить обеспокоенность, учитывая, какое геостратегическое значение имеет Грузия для сохранения территориальной независимости Азербайджана, необходимо. Это важно еще и для того, чтобы крупнейшие нефте- и газопроводы Азербайджана получили свою реализацию…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год