Азербайджану грозит “коровье бешенство”?

Н.ГУЛИЕВА

На днях научный комитет ЕС опубликовал в Брюсселе свое заключение о потенциальном риске заражения мелкого рогатого скота энцефалопатией или так называемым “коровьим бешенством”. И исходя из отчета, возможность заболевания овец и коз губчатым энцефалитом “весьма вероятна”. Это при том, что эксперименты, проводимые в Великобритании, пока не выявили признаков этой болезни у мелкого рогатого скота.

Вместе с тем, как сообщает РИА “Новости”, британская сторона признала, что использованный в этих экспериментах мозг животных, родившихся в начале 90-х годов XX века, не годится для подобных исследований. Дело в том, что в прошлом овец и коз кормили костно-мясной мукой из потенциально больных животных, поэтому риск губчатого энцефалита у мелкого рогатого скота не может быть исключен.

Новые исследования, наверное, еще раз взбудоражат спокойствие европейцев, не так давно перенесших несколько эпидемических волн “коровьего бешенства”. Напомним, что эпидемия губчатоподобной энцефалопатии возникла впервые в Англии, где на протяжении последних тридцати лет не проводилась вакцинация скота против ящура, бруцеллеза, туберкулеза, энцефалита, а коров кормили мясокостной мукой, зараженной фрионовой инфекцией. В дальнейшем эта болезнь “прогулялась” почти по всем странам Европы, успела “погостить” и в некоторых странах СНГ. Инкубационный период развития болезни 6 – 8 лет, летальность – стопроцентная.

Опасно заболевание не только для животных, но для людей, в случае их заражения: высокая температура и разжижение мозгов, сопровождаемые при этой болезни, ведут к смерти. Тогда эта эпидемия Азербайджан “обошла стороной”. Как утверждали ветеринарные службы страны, в большинстве своем благодаря запрету на импорт мяса из европейских стран, в которых подобные заболевания распространены. К слову отметим, что этот запрет действует и поныне. Что касается нынешней ситуации и опасности заражения скота от кормов, приготоленных из туши больных животных, то, как нас заверили в Главном ветеринарном управлении страны, азербайджанские животноводы корма из костно-мясной муки не используют.

Да и вообще, корма, завозимые в Азербайджан из-за рубежа, предназначены в основном для птицеводства. В свою очередь в Союзе фермерских хозяйств Азербайджана эту информацию подтвердили, хотя и интерпретировали несколько по-другому: “Откуда у наших фермеров деньги на импортные искусственные корма? Они и так во всем экономят – кормят скот тем, что растет на собственном участке”. Кстати, в союзе отметили, что будь и у самого СФА немного средств для осуществления проектов в области ветеринарии, они могли бы существенно помочь госведомствам в этом вопросе. “Но, к сожалению, наши проекты не интересуют ни правительственные ведомства, ни иностранных инвесторов”.

По словам занимающегося в СФА вопросами ветеринарии Насиба Мамедова, “коровье бешенство” не распространилось в Азербайджане потому, что здесь нет способствующих развитию этого заболевания биологических факторов. Кроме того, в нашей стране действует запрет на некоторые виды искусственных кормов, которые вызывают ослабление иммунной сопротивляемости организма животного. Что же касается борьбы против других эпизоотических заболеваний, то Н.Мамедов отметил, что, общаясь с фермерами непосредственно на местах, он заметил, что госструктуры ужесточили контроль в этом направлении, хотя, конечно, есть и случаи попустительства.

В общем, в конечном итоге выяснилось, что возможность распространения в нашей стране “коровьего бешенства” минимальна. Хотя азербайджанские потребители могут быть спокойны на все 100%, только если будет ужесточен и контроль за импортируемыми мясопродуктами и предотвращен их ввоз контрабандным путем.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: