Т.АНСАРИ
Попытка МГБ Грузии проверить финансовые документы телекомпании “Рустави-2” закончилась громким политическим скандалом. Напомним: 30 октября днем около 30 сотрудников МГБ пришли в головной офис телекомпании, по их словам, для проверки финансовой документации по распоряжению суда, так как телекомпания подозревается в уклонении от уплаты налогов. Однако после требования предъявить и зачитать постановление суда в прямом эфире представители МГБ ретировались. При этом весь инцидент транслировался в прямом эфире.
“Это не только давление на свободную прессу или против конкретной телекомпании, это давление на наших зрителей, на тех людей, которые сейчас здесь стоят и смотрят нас, – заявил гендиректор телекомпании Ника Тадатадзе. – Причина этому то, что государство хочет контролировать независимые телекомпании, т.е. контролировать ту информацию, которой мы наших зрителей снабжаем”. Как только стало известно о событиях, происходящих в телекомпании, у офисов телекомпании собрались не только сотни возмущенных жителей Тбилиси, но и депутаты грузинского парламента, выражающие свою поддержку журналистам.
“Здесь абсолютное, насколько я понимаю, нарушение закона, – сказал заместитель председателя парламента Грузии Эльдар Шенгелая. – С этого начинается конец демократии”. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе поручил министерству госбезопасности провести проверку законности действий своих сотрудников и представить соответствующий отчет в течение двух дней. Председатель парламента Грузии Зураб Жвания на брифинге назвал произошедшее в офисе телекомпании “беспрецедентным” наступлением на свободу слова.
Со своей стороны комитет по правам человека парламента потребовал созыва чрезвычайного заседания бюро парламента, на которое будут приглашены все силовые министры. Между тем МГБ Грузии распространило сообщение, согласно которому в экономической службе министерства возбуждено уголовное дело против телекомпании “Рустави-2” в связи с уклонением от уплаты налогов в крупных размерах. Начатое по данному факту следствие и проводимые в этой связи мероприятия не направлены против свободной прессы, подчеркивается в документе.
На следующий день президент Грузии Эдуард Шеварднадзе предложил провести “открытое” изучение и рассмотрение вопроса о законности действий сотрудников госбезопасности в отношении “Рустави-2” и поручил генпрокурору Грузии Гие Мепаришвили представить соответствующее заключение в течение двух дней. А так как ранее руководство телекомпании заявило о том, что не доверяет прокуратуре, президент предложил привлечь к рассмотрению вопроса юристов и аудиторов, представленных самой телекомпанией “Рустави-2”.
“Если будет доказано, что принятые министерством госбезопасности меры не были законными, то я приму соответствующие решения”, – отмечается в заявлении президента. Он заверил народ Грузии, что “сводоба слова – это большое достижение, которое в Грузии никогда не будет поставлено под сомнение”, и “независимость, свобода слова и мысли – это те ценности, для защиты которых президент Грузии делал и будет делать все необходимое”.
По непроверенным данным, президент Грузии принял отставку министра госбезопасности Вахтанга Кутателадзе, кроме того, есть информация, что в отставку подал также министр обороны Грузии Каха Таргамадзе. В свою очередь парламент Грузии обратился к президенту страны с просьбой созвать внеочередную сессию высшего законодательного органа для обсуждения инцидента в независимой телекомпании “Рустави-2”.
Это решение было принято в среду на внеочередном заседании бюро парламента – по мнению его участников, парламент Грузии также должен принять обращение к населению страны и призвать граждан к спокойствию. “У меня создается такое впечатление, что существует сценарий по свержению власти, чтобы процессы шли не по конституционному пути. Главная цель парламента в этой ситуации – не включаться в этот сценарий”, – заявил председатель парламента Грузии Зураб Жвания.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год