“Парижские принципы – дезинформация”

И.РЗАЕВ

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) удовлетворены ходом переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом сообщил на днях первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников. Он сказал, что международные посредники выступают с единых позиций в вопросе карабахского урегулирования. Сопредседатели МГ ОБСЕ призвали также стороны конфликта не делать заявлений, которые могут негативно отразиться на ходе урегулирования конфликта.

Напомним: в Баку сопредседатели прибывают 3 ноября в рамках очередного визита в регион армяно-азербайджанского конфликта. После встреч с руководством Азербайджана сопредседатели примут участие в очередном мониторинге ОБСЕ на линии соприкосновения армяно-азербайджанского конфликта. Между тем официальный Баку вовсе не разделяет оценку В.Трубникова. Доказательством этому служат достаточно жесткие заявления президента Азербайджана на встрече с сопредседателем МГ ОБСЕ от США Рудольфом Перина. В интервью “Эхо” ситуацию в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и готовящийся визит президента Азербайджана в Иран комментирует заведующий отделом международных отношений исполнительного аппарата президента Новруз Мамедов.

– Как известно, на днях начинается очередной визит сопредседателей МГ ОБСЕ в Баку. Какие предложения будут озвучены?

– Мы надеемся, что появятся новые предложения. Недавно в Баку побывал новый сопредседатель МГ ОБСЕ от США. Это профессиональный дипломат, прекрасно разбирающийся в истории конфликта. Целью визита Перины в регион было ознакомление с ситуацией в регионе и с позициями сторон. После этого сопредседатели уже встречались в Португалии – в Лиссабоне. Визит одного из сопредседателей, указанная встреча в Лиссабоне позволяют нам надеяться на новые предложения. Однако говорить о конкретных предложениях пока нельзя.

– Армянская сторона настаивает на реализации “парижских принципов”. В чем они заключаются?

– Парижские принципы – спекуляция. Переговоры между Азербайджаном и Арменией проходили неоднократно. В свое время были встречи и с Тер-Петросяном, обсуждения на уровне советников глав государств. Однако принципиального согласия достигнуть не удалось. На различных этапах стороны предлагали компромиссы, но к мирному соглашению это не привело. Поэтому, если кому-то это необходимо, то могут апеллировать к парижским, ялтинским, московским, вашингтонским, женевским, киуэстским принципам. Но все это не имеет никаких реальных оснований. О согласии можно говорить лишь в том случае, если стороны готовы представить текст соглашения.

– Но если армянская сторона настаивает на “парижских принципах”, можно ли предположить, что в Париже Азербайджан был готов на большие компромиссы, чем когда бы то ни было?

– Если они так много говорят о “парижских принципах”, значит, это выгодно армянской стороне. И причину нужно искать только в позиции и готовности к компромиссам самой армянской стороны на встрече в Париже. Позиция президента Азербайджана в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта предельно ясна и здесь нет места для спекуляций. Просто на определенном этапе переговоров могут использоваться методы разведывательного характера для выяснения лимита уступок. Эти слухи преследуют одну цель – дезинформировать общественность страны. И это, похоже, получается. Вы сами видите, что различные политики и наблюдатели всерьез ее обсуждают.

– Подводя итог: значит, никаких “парижских принципов” нет?

– Нет.

– На встрече с сопредседателем МГ ОБСЕ от США президент Азербайджана выразил недовольство деятельностью сопредседателей. Насколько далеко может зайти недовольство? Сегодня раздаются призывы даже отказаться от услуг МГ ОБСЕ…

– Азербайджанский президент выразил свою точку зрения. Действительно, работа МГ ОБСЕ пока не приносит результатов. Сопредседатели должны, учитывая критику, ввести коррективы в свою деятельность. В первую очередь изменить методику работы. Функция “почтальона” не может принести успеха. Сопредседатели представляют ведущие мировые державы, авторитетную международную организацию и должны оказывать влияние на Армению. Необходимо добиваться изменения позиции агрессора – Армении. Однако говорить сегодня о возможности отказа от услуг МГ ОБСЕ неправильно и недальновидно. Подобные заявления далеки от политических реалий. Сегодня это самый эффективный и правильный путь.

– Как вы оцениваете влияние Ирана на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта?

– Иран с самого начала армяно-азербайджанского конфликта признал Армению агрессором и оказал нашей стране политическую поддержку в решении этой проблемы. Это стоит отметить. Однако Иран – не европейское государство, не член ОБСЕ, что ограничивает влияние этой страны на решение конфликта. Тем не менее у нас очень тесные контакты и мы можем только приветствовать решительные шаги иранской стороны, направленные на поддержку миротворческого процесса. Основная задача в том, чтобы иранская сторона, однозначно сформулировав свою отношение к конфликту, оказывала влияние на позицию агрессора-Армении. Иран – основной торгово-экономический партнер Армении. И в этой связи любой шаг Тегерана, в качестве дружеского совета или давления на Армению, направленный на разрешение конфликта, может только приветствоваться.

– На встрече с послом ИРИ в Баку президент Азербайджана сообщил о готовности к подписанию шести двусторонних экономических документов. Какие отрасли экономического сотрудничества затрагивают эти документы?

– В основном эти документы затрагивают вопросы таможни, транспорта и торговли.

– Визит президента в Иран перенесен из-за неподготовленности двух политических документов. По неофициальной информации, отказ иранской стороны от поддержки проектов политического заявления глав государств и договора о сотрудничестве и взаимопомощи был обусловлен тем, что в документах подчеркивается поддержка принципа территориальной целостности Азербайджана…

– Причина переноса даты визита предельно ясна. Основной целью визита президента Азербайджана в Иран является выведение отношений между нашими странами на качественно новый уровень. По причине ограниченности времени, неадекватного подхода к проблеме представителей одной из рабочих групп документ не был готов к намечавшейся дате визита. При этом документы ничего экстраординарного не содержат – мы настаиваем только на подтверждении позиции Ирана. Большего мы и не вправе требовать. Думаю, работа продолжится и все будет готово в ближайшем будущем…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: