Госдеп США признал Азербайджан “нормальным”

Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ

Бюро госдепартамента США по вопросам демократии, прав человека и труда распространило на днях очередной ежегодный отчет о ситуации со свободой вероисповедания в мире. Отдельная глава этого документа посвящена положению в Азербайджане.

Из вчерашней публикации в известной американской Los-Angeles Times, нам стало известно отношение госдепа США к проблеме свободы совести в Азербайджане, а равно и в ряде других развивающихся стран.

Норман Кемпстер, корреспондент этой газеты передал из Вашингтона, что администрация Буша 26 октября обозначила руководителей “Талибан” – правительство Афганистана, и руководство шести других стран, самыми злобными преследователями религиозных иноверцев. Однако при этом она отклонила запросы о включении в тот же список других государств, представляющихся Белому дому реальными противниками в борьбе против терроризма.

Группы по соблюдению прав человека настаивали, что Саудовская Аравия, Туркменистан и Узбекистан должны быть также включены в ежегодный список госдепартамента. Они даже обвинили администрацию Буша в том, что эти страны были вычеркнуты из списка, поскольку она нуждается в их помощи для борьбы с “Талибан”, пишет газета.

В этот нехороший список госдепартамент добавил только правительство Северной Кореи как наиболее вопиющего обидчика религиозной свободы. “Талибан” и правительства Китая, Ирана, Ирака, Mьянмы и Судана были также в списке в прошлом году. Однако представитель госдепа Ричард Баучер высказался в поддержку Китая и Судана, отметив, что обе страны обеспечили “хорошее сотрудничество” с американцами в войне против терроризма, несмотря на их длительное присутствие в пресловутом списке.

Теперь самое интересное. Сообщается, что список стран, где с прошлого года степень свободы вероисповедания претерпела положительные изменения, возглавляет Мексика. Идущие следом государства, где также было отмечено улучшение религиозной атмосферы – Аргентина, АЗЕРБАЙДЖАН, Босния и Герцеговина, Чешская Республика, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Венгрия, Индонезия, Иордания, Казахстан, Кения, Мозамбик, Нигерия, Перу, Польша, Россия и Руанда.

Об этом сообщает, повторимся, американская Los-Angeles Times. То есть, можно сделать вывод о том, что к Азербайджану у США отношение скорее дружественное, чем холодное, несмотря даже на недостатки, имеющиеся у нас в соблюдении конституционно закрепленной свободы совести.

Вчера же, из сообщения агентства “Туран”, стало известно, что на проходящей в Женеве 73-й сессии Комитета ООH по правам человека обсужден второй доклад правительства Азербайджана о выполнении обязательств, вытекающих из Международного пакта о гражданских и политических правах. Азербайджан присоединился к этому документу 21 июля 1992 года.

Как передает пресс-служба МИД Азербайджана, замминистра иностранных дел страны Халаф Халафов выступил на сессии с информацией о работе, проведенной Баку в области обеспечения прав человека. Членам нашей делегации пришлось ответить на вопросы участников сессии, касающиеся присоединения Азербайджана к I и II факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах. По результатам обсуждений вскоре будут приняты итоговые рекомендации Комитета ООH по правам человека.

Оба эти события в Вашингтоне и Женеве, безусловно, важны для Азербайджана, хотя бы с точки зрения правильной выверки нужного курса в такой тонкой сфере, как взаимоотношения личности и государства.

Но насколько на самом деле наши правители и весь чиновничий аппарат склонны прислушиваться к рекомендациям своих более цивилизованных коллег? Как происходит процесс мониторинга за изменением ситуации с соблюдением прав человека в Азербайджане, и на самом ли деле он “происходит”, на должном ли уровне?

У части азербайджанской общественности все это вызывает определенные сомнения и даже опасения, что и при дальнейшем незначительно-документарном “якобы изменении”, отношения государства к правам своих граждан, через какое-то время мы услышим заверения с Запада, что живем-то уже, оказывается, во вполне демократической стране.

Прокомментировать эти вопросы мы попросили политолога Лейлу Алиеву, бывшего лектора университетов в Беркли и Гарварде (США), экс-руководителя Центра стратегических международных исследований Азербайджана.

– Все эти процедуры очень важны поскольку, по сути, в мире существует 2 метода воздействия на ситуацию с правами человека и другими аспектами демократического развития. Это – давление изнутри, и давление снаружи. Если у нас есть лоббирование изнутри (группы правозащитников), то оно усиливается, когда навстречу ему есть внешнее соответствующее движение. Они взаимоподдерживают друг друга и обязательно дают эффект. Если бы у нас внутри не было никаких движений за права человека, то внешнее давление давало бы только обратный эффект…

Что же касается ситуации с правами религиозных меньшинств в Азербайджане, то на собственном опыте я убедилась, насколько это важно для страны. Когда я была на конференции в Армении, первый вопрос, заданный мне иностранным гостем был – где находится какая-то деревня, уже не помню названия. Причем это был ученый-экономист из Оксфорда. Оказалось, что село известно ему потому, что тамошние местные власти отказали в регистрации одной баптистской миссии.

…Постоянная отчетность наших чиновников перед Западом в области прав человека необходима – другого выхода, пути для улучшения ситуации, нет. Других способов воздействия на ситуацию с демократией тоже нет. Это происходит посредством общественных международных организаций при наличии внутренних НПО. Второй путь – когда гражданское общество само воздействует на свое правительство.

Последний способ – крайняя мера, например, в отношении Азербайджана – это исключение из Совета Европы за нарушение прав граждан и т.д. Других инструментов или методов я не вижу. Опять же повторюсь, если нет внутреннего сопротивления в государстве, будет давить на него Запад или нет, ничего не изменится. Вот пример, общается же Запад с Саудовской Аравией и не требует от нее выполнения каких-то условий по соблюдению прав религиозных меньшинств…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: