Ч.МАМЕДОВ
Бюджетные прогнозы на 2002 год (890 млрд. манатов), и без того возросшие для Государственного таможенного комитета (ГТК) в сравнении с текущим годом на 70 млрд. манатов, или почти на 9%, оказались, как выясняется сегодня, далеко не пределом.
По сообщению агентства “Тренд” со ссылкой на информированный источник, при очередной корректировке проекта госбюджета на расширенном заседании у президента Гейдара Алиева бюджетные задания ГТК на будущий год вновь были увеличены, на этот раз до 910 млрд. мананатов. “Лишние” 20 млрд. манатов накинули азербайджанской таможне, урезав бюджетные поступления будущего года по линии Министерства налогов.
Следует, вероятно, напомнить, что прошлогодние задания азербайджанского ГТК по бюджету составляли 719 млрд. манатов, которые таможня с честью перевыполнила (719,6 млрд.), скромно доказав, что потенциальный резерв у нее есть. Этого оказалось вполне достаточным, чтобы уже на текущий год прогнозные задания азербайджанских таможенников возросли сразу на 100 с лишним млрд., составив в целом 820 млрд. манатов. И вот теперь – ориентировочная сумма в 910 млрд.
На чем основаны такие скачки прогнозных заданий для ГТК? “Эхо” не удалось получить исчерпывающего ответа на этот вопрос даже в Минфине, где посчитали, что смогли объяснить ситуацию предельно лаконично: “Раз увеличивают, наверное, найден какой-то источник”.
Кстати, что касается источников, то, как известно, основой ежегодных таможенных поступлений в бюджет являются объемы внешнеторгового оборота Азербайджана. И, как нетрудно убедиться, особых скачков здесь не наблюдается. Так, в прошлом году этот объем составил $2,9 млрд., а в нынешнем едва лишь перевалит за эту планку (по итогам 8 месяцев – $2,2 млрд.). То есть, на протяжении всего срока становления азербайджанской таможни все прогнозируемые задания для нее давались, что называется, “как Бог на душу положит”, а в принципе – выполнимые. А посему о реальных потенциальных возможностях ГТК можно только гадать, хотя сами таможенники надеются найти их в переходе от упрощенной системы таможенной политики к дифференцированным тарифам, на который пошло правительство в апреле текущего года.
Примечательно, что еще в июне с.г., сообщая об этом на семинаре по вопросам практики применения Таможенного кодекса, зампред ГТК Салим Муслимов особо подчеркивал, что новые тарифы должны неминуемо снизить уровень коррупции в таможенных органах. Теперь, когда прогнозные задания для ГТК на будущий год начинают получать все более реальные очертания, таможня ребром ставит вопрос о необходимости внести изменения и в специальное постановление Кабинета министров о перечне товаров, ввозимых в Азербайджан и не облагаемых НДС.
Однако думается, что все это – полумеры. И пока не будет выполнено главное требование МВФ по обеспечению прозрачности всех таможенных операций, говорить о подлинном потенциале отечественной таможни не приходится.
В этом плане большие надежды можно связывать с начавшейся реализацией проекта единой информационной сети, предусматривающей программное обеспечение и объединение всех таможенных служб страны (кроме комитета, 14 таможенных отделений и 34 постов).
Ожидается, что создание автоматической электронной системы декларирования грузов даст наконец-то возможность и для ведения столь долгожданного для ГТК мониторинга. Это на сегодня единственный шанс, чтобы разгадать тайну завидной непотопляемости азербайджанской таможни.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год