Т.АНСАРИ
Решение президента России Владимира Путина о закрытии двух российских радиолокационных станций, находящихся за пределами не только России, но и бывшего СССР – “Камрань” во Вьетнаме и “Лурдес” на Кубе, продолжает оставаться в центре внимания. Причем реакция на него за пределами России порой оказывается куда более острой, чем в самой Москве. По информации газеты El Pais, решение о закрытии РЛС в Лурдесе вызвало гнев на Кубе. Дело дошло до того, что на улицах Гаваны состоялась манифестация, участники которой выкрикивали: “Русские, убирайтесь домой!”
И хотя, по утверждению El Pais, представители правительства Кубы более осторожны в выражениях, смысл их остался прежним. Официальная кубинская газета “Гранма” в субботу написала: “Бездна отделяет наш образ мышления от оппортунизма, эгоизма и отсутствия морали, которые характерны сейчас для загнивающей капиталистической системы или для тех, кто хочет туда вступить. Они будут с каждым разом вызывать у нас все большее отвращение”. По мнению газеты, решение президента Путина означает окончательный разрыв между русскими и кубинцами. Официальная Куба расценила закрытие базы в Лурдесе как “особый подарок” Владимира Путина президенту США Джорджу Бушу.
В одной из статей “Гранма” опровергает главный экономический аргумент, которым Москва обосновывает необходимость закрытия базы: за ее аренду Россия платила 200 млн. долларов в год. По словам кубинской стороны, сумма арендной планы вовсе не является чрезмерной и, кроме того, Гавана всегда была готова пересмотреть условия аренды.
Правительство Кастро указывает также на несправедливость утверждений Москвы о том, что с 1991 года Куба неоднократно отвергала деловые предложения российских фирм о возобновлении гигантских проектов, замороженных после развала СССР. “Несмотря на серьезные оскорбления, ущерб и страдания, которые Куба терпела со стороны России, – утверждает “Гранма”, – Гавана всегда была готова развивать экономические отношения с новой Россией, однако сделать этого не удалось из-за воцарившегося в России хаоса”.
Визит на остров российского президента в конце прошлого года, как считают на Кубе, прошел исключительно успешно в политическом плане, однако потерпел провал в сфере экономики. Куба отказалась выплачивать России свои долги бывшему СССР. Российские власти считают, что правительство Кастро должно России 20,848 млрд. переводных рублей по соглашениям, подписанным в эпоху, когда две страны были братскими. Тем не менее Куба утверждает, что переводной рубль – это понятие, которое перестало существовать и что ущерб, нанесенный Кубе Россией в результате прекращения различных программ сотрудничества, составляет 36,363 млрд. рублей. Другими словами, российская сторона еще и осталась должна Кубе значительную сумму.
Разорвав отношения с Россией, Куба лишается важного источника валютных поступлений. Между тем она только начала выбираться из кризиса, порожденного развалом СССР. В среду Кастро публично признал, что Кубе предстоят тяжелые времена. “Нужно готовиться, что-то придется принести в жертву, однако сейчас мы имеем как никогда хорошие возможности” для преодоления трудностей, заявил он.
Судя по всему, закрытие РЛС в Лурдесе и Камрани может войти в историю как одна из самых провальных внешнеполитических инициатив. Содержание РЛС в Лурдесе себя, судя по всему, уже не оправдывало: американские “заинтересованные структуры” переходили на оптико-волоконную связь, прослушивать которую при помощи РЛС в Лурдесе было уже невозможно, с течением времени поток стратегически значимой информации неуклонно приближался к нулю, а тратить огромные средства (арендная плата – это, заметим, далеко не все расходы по содержанию РЛС) на перехват частных разговоров курортников в Майами – это, будем откровенны, не лучшая бухгалтерия.
Закрытие РЛС, таким образом, было предрешено. Однако, обосновав такое решение чисто экономическими аргументами, Москва вдруг заявила, что ожидает от США ответных шагов, в частности, закрытия РЛС в Норвегии. Разумеется, в Вашингтоне предпочли отмолчаться: финансовые проблемы – это внутреннее дело самой России, а представить результаты собственного безденежья как крупную политическую уступку Москве, похоже, не удалось.
Теперь же, судя по всему, России придется столкнуться еще и с резким недовольством Кубы – одного из немногих союзников Москвы.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год