НУРАНИ
Судя по всему, в ходе экстренного визита в Москву спикера парламента Грузии Зураба Жвания сгладить накопившуюся напряженность не удалось. По территории Грузии был нанесен воздушный удар.
Как сообщили в пресс-службе минобороны Грузии, в воскресенье в 4.15 со стороны Сухуми 6 вертолетов Ми-24 и 4 самолета Су-25 неопознанной принадлежности вторглись в воздушное пространство над Кодорским ущельем и произвели бомбардировку местности в районе Марухского перевала. По информации пресс-службы, жертв и пострадавших в результате бомбардировки, продолжавшейся 4 минуты, нет.
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в традиционном радиоинтервью заявил, что грузинские территории бомбила российская военная авиация. По его словам, “самолеты и вертолеты вторглись в воздушное пространство Грузии со стороны России”. Вместе с тем грузинский лидер заявил, что считает необходимым в ближайшее время встретиться с президентом России Владимиром Путиным. По его словам, “такая встреча очень нужна для решения проблем, возникших в отношениях двух стран”.
Как того и следовало ожидать, военные источники в Москве заявление президента Грузии категорически опровергли, причем в достаточно некорректной форме. Официальный представитель штаба Северо-Кавказского военного округа заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что “в этом регионе полетов боевой авиации ВВС РФ не осуществлялось, тем более каких-то мифических бомбардировок”.
Отметим, что в ходе “октябрьского политического кризиса”, в течение которого российские СМИ и “силовые структуры” абхазских сепаратистов упорно пытались выловить в Кодорском ущелье отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева, российская авиация уже однажды наносила воздушные удары по территории Грузии и, как того и следовало ожидать, самым категоричным образом от этого открещивалась.
Впрочем, бомбили территорию Грузии и в самом начале второй чеченской войны – осенью 1999 года, и если воскресный бомбовый удар обошелся без жертв, то тогда в приграничных селах были убитые и раненые. Как объясняли тогда ситуацию российские “силовики”, на грузинские села были по ошибке сброшены “воздушные мины”, потому как российская авиация минировала с воздуха возможные пути отхода чеченских боевиков из Дагестана в Грузию. Достоверными сведениями о том, что чеченские боевики находятся на территории Грузии либо пытаются туда прорваться, Москва тогда не располагала, но решила на всякий случай заминировать подходы к границе. Причем таким способом, который априори предполагает отсутствие четких карт минных полей, наличие проходов и т.д.
Самое главное, однако, заключается в другом. Очень скоро после “случайной” бомбардировки грузинских сел российская военная авиация “по ошибке” сбросила бомбу на село Гымыр Загатальского района Азербайджана. Причем тогда все происходило на фоне упорных и ничем не подтвержденных разговоров в российской прессе о том, что с территории Азербайджана в Чечню непрерывным потоком направляются и боевики, и оружие, и денежная помощь.
Заметно и другое. “Неизвестные” самолеты и вертолеты нанесли бомбовый удар именно по прилегающей к Кодорскому ущелью части территории Грузии. Местность эта, как указывают российские СМИ, почти безлюдна, но именно отсюда, как уверяля масс-медиа на протяжении последних двух недель, пытаются прорваться в Россию боевики Руслана Гелаева.
Проще говоря, “мифические” бомбардировки очень уж логично “встраиваются” в общую схему антитеррористической операции, которую проводит Россия в Чечне. И, заметим, мечтает перенести на территорию Грузии: еще в самом начале второй чеченской войны Москва требовала от Тбилиси пропустить через свою территорию российские войска, а теперь в российской прессе постоянно муссируются слухи о присутствии в Панкисском ущелье Грузии большого количества чеческих боевиков. А тогда уже “случайная” бомбардировка Кодорского ущелья куда больше напоминает “пробный шар”.
Во-первых, ставшую слишком уж самостоятельной и слишком уж прозападной Грузию давно не терпелось “примерно наказать”, и уж во всяком случае, Москва никак не могла простить Тбилиси расширения контактов с Анкарой – это опрокидывало все “исторические” и “конфессиональные” приоритеты на Кавказе, где христианская Грузия воспринималась Москвой как удобный форпост на границе с Турцией и Персией.
Во-вторых, после того, как связи чеченских боевиков с Усамой бен Ладеном были официально подтверждены на Западе, в Москве уверены, что обладают в Чечне куда большей свободой рук, чем раньше.
В-третьих, внимание мирового сообщества отвлечено на события вокруг Афганистана, и западным политикам просто не до Грузии. А тогда уже все события последних дней напоминают хорошо продуманную и срежиссированную провокацию.
В самом деле сначала в прессе умело раскручивается кампания по поиску Руслана Гелаева в чеченских горах, ведущие российские каналы транслируют откровения некоего чеченца с подбитым глазом, что он де проходил боевую подготовку под руководством сотрудников МГБ Грузии – словом, ведется информационная подготовка. А когда вокруг “грузино-чеченских связей” создается необходимое общественное мнение, наступает время “пробного шара” – “случайной бомбардировки”, после которой наступит время оценить возможный политический риск, последствия и т.д. И остается только догадываться, что предпримут в Москве, если посчитают ответную реакцию на бомбардировки недостаточно жесткой…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год