Ч.МАМЕДОВ, С.АЛИЕВА
Вчера на рассмотрение депутатов Милли меджлиса было представлено “Соглашение между Азербайджаном и Грузией по транзиту, транспортировке и продаже природного газа на территории Азербайджана и Грузии и за их пределами по южно-кавказской трубопроводной системе”. Документ был представлен председателем Парламентской комиссии по энергетике, экологии и природным ресурсам Асей Манафовой.
Итак, для экспорта газа построят новый газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум протяженностью 694 км, из которых 280 км – по территории Грузии. Строительство будет вестись параллельно со строительством нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, что позволит облегчить целый ряд работ. Строительные работы, запланированные на территории Грузии и Турции, проведет за счет собственных средств турецкая компания Botas, а на территории Азербайджана – британская bр.
Начальник управления иностранных инвестиций ГНКАР Валех Алескеров сообщил депутатам о создании маркетинговой группы для ведения переговоров с европейскими странами относительно заключения контрактов на продажу газа. А по словам президента ГНКАР Натига Алиева, подписанный документ, кроме всего прочего, имеет и важное политическое значение, так как Турция предпочла азербайджанский газ российскому, иранскому и туркменскому. Это говорит и том, что наш газ получил возможность выжить в конкурентной среде. Во время обсуждения депутаты в основном говорили о политических аспектах представленного на рассмотрение документа.
Депутат Хыдыр Аловлу даже предъявил претензии коллегам по корпусу от оппозиции, которые не пожелали обсуждать “столь совершенное соглашение”. Тем не менее документ был единогласно ратифицирован. Собственно, еще изначально нетрудно было предвидеть, что азербайджанские меджлисмены не станут утруждать себя слишком долгим обсуждением документа, который еще в наметках и без того успел не только стать притчей во языцех, но и загодя прошел “огонь и воду” отечественных и зарубежных экспертов. Тем не менее, надо полагать, что чисто экономическая его часть должна была хотя бы для проформы заинтересовать народных избранников.
…Итак, прежде всего, ратифицированный договор заключен на 60 лет, в котором временные рамки между 40 50, а также между 50 – 60 годами определены, соответственно, как первый и второй периоды, необходимые для внесения возникших поправок, изменений или даже аннулирования договора в целом. Об этом стороны уведомляют друг друга в оговоренные соглашением сроки. Весьма любопытно само определение, данное в документе 1 кубическому метру природного газа: таковым называется природный газ с температурой в 15 градусов Цельсия и давлением ровно в 1,01325 бар, заполняющий эквивалентный объем.
Но это все технические “мелочи”. Главное, что до последнего времени не давало покоя азербайджанским СМИ, а вкупе и любознательной общественности, – это размеры тарифов на прокачку отечественного газа через грузинскую территорию. Договором предусматривается, что для первого года начального этапа (под последним подразумеваются упомянутые уже 60 лет), тариф за 1 тыс. кубометров газа будет установлен в размере в 2,50 доллара. В последующие 59 лет эта сумма меняется каждый год, умножаясь на коэффициент 1,02.
То есть, как определяет документ, этот тариф является основополагающим даже при внесении поправок и изменений в систему оплаты за транзит газа, которые возможны в упомянутые уже периоды. Так что дотошному обывателю есть чем заняться, подсчитывая прибыль грузинской стороны в проекте. Что касается частичной реализации природного газа грузинской стороне в счет уплаты за транзит, то, во-первых, эта операция должна осуществляться по ежегодной заявке на объемы приобретаемого топлива, а во-вторых, сами эти объемы, составляя до 5% от общего количества транспортируемого газа, каждый год будут рассчитываться по отношению к году предыдущему.
И, наконец, самое существенное – цена реализуемого Грузии газа установлена в размере $50 за 1 тыс. кубометров в первый год, а в последующие – она каждый год будет возрастать на 2%. Все это предусмотрено на так называемый начальный этап, который растянется на 60 лет.
А значит, в течение фактически первых 40 лет никакие обвалы и взлеты мирового рынка “голубого топлива” не в состоянии нарушить здесь ценовой коридор. Получит же грузинская сторона в первый год 200 млн., 2-й и 3-й годы – 250 млн., 4-й и 5-й – 300 млн., а далее, вплоть по 20-й год эксплуатации трубопровода и все 500 млн. кубометров азербайджанского газа. Так решил азербайджанский парламент. Теперь слово за грузинским…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год