Р.НАСИРОВ
С политическими аспектами решения cената США относительно 907-й поправки вы ознакомились в центральном материале этого номера. Не менее интересны и экономические нюансы этого события.
Начнем с того, что на 2001 год объемы американской помощи странам СНГ давно определены в ряде нормативных актов США и вряд ли законодательная власть этой страны станет вносить в них какие-то поправки. Тем более, что год близится к концу.
Следовательно, даже если президент Буш и отменит поправку, рассчитывать на американское содействие валютой в текущем году не стоит.
Тем не менее можно прикинуть, сколько Азербайджану может перепасть уже в 2002 году. Размеры помощи странам СНГ, предоставленные США в рамках закона о поддержке свободы по линии госдепартамента, немалые. Например, в целом этим государствам в 2001 году было выделено $810 млн., из которых $170 млн., предполагалось предоставить Украине, $150 – 170 млн. – России, $92 млн. – Грузии и $90 млн. – Армении. Даже прибалтийской Литве выделено 6,5 млн. долларов.
В 2002 году объемы первоначальной помощи должны были быть идентичными и также составили бы $810 млн. долларов, однако впоследствии США сокpатили бюджет помощи стpанам бывшего СССР до $768 млн. В целом это, конечно, незначительная поправка. Тем более, что по сравнению с суммами, выделенными на 2002 год, например, Израилю ($2 млрд. 724 млн.), Египту ($1 млрд. 955 млн.) и Иордании ($225 млн.), говорить хоть о каком-то соответствии объемов было бы глупо. Но все равно обидно, что Азербайджан из-за 907-й поправки, запрещающей прямую правительственную помощь Азербайджану, не только в 2001 году, но и на протяжении последних 9 лет, в качестве финансового поощрения демократических свобод не получил ни цента.
А Армении тем временем было из-за чего шуметь, – армянская часть “американского пирога” в текущем году уменьшилась и составила $83 млн. Но речь не об этом. Если даже после отмены поправки сенат пересмотрит объемы помощи странам СНГ и включит в список также и Азербайджан (что маловероятно), или примет отдельный закон о выделении персональной финансовой помощи нашей стране, то скорее ее объемы будут определяться с учетом среднестатистического подарка Америки кавказским странам, размеры которой колеблются в пределах 83 – 90 млн. долларов. Для Азербайджана – это огромные деньги, и, естественно, никто не стал бы оспаривать справедливость их выделения.
…С одной стороны, для Азербайджана, чей годовой бюджет эквивалентен $800 млн., помощь в размере одной девятой бюджета, конечно, ощутима. Не станем приводить сакраментальные фразы типа “если бы поправку отменили раньше…” Просто проанализируем, что в течение года могла бы дать финансовая помощь США Азербайджану, идетичная хотя бы армянской.
На $90 млн. можно было бы начать и закончить одновременно 3 – 4 крупных проекта общегосударственного масштаба. Например, на эти деньги можно было бы провести берегоукрепительные работы в северных сельских районах Азербайджана (проект оценивается в $20 млн.) и тем самым минимизировать последствия селей; провести реконструкции водопроводной и канализационных систем ($20 млн.) в крупных городах и районах страны; заменить в столице все устаревшие трансформаторы малой мощности на новые ($15 млн.) и т.д.
Как видим, деньги еще остались бы. Следующий крупный проект – замена 9-го блока АзГРЕС, на который необходимо потратить порядка 50 млн. долларов. Остальные 8 блоков АзГРЭС работают и дают электроэнергию, но 9-й, оснащенный советским оборудованием, был “раскулачен”.
Но интересно даже не это – просто этот проект может быть самоокупаемым, и, наладив работу блока, можно начать выработку дополнительных 300 МгВт электроэнергии и транспортировать ее в Турцию. Можно было бы реализовать и более крупные проекты, требующие инвестиций в размере приблизительно 90 млн. долларов – реконструировать автомобильную магистраль от Баку до Уджара или построить от Тахта-Керпю до Джейранбатана новый водопроводный канал.
Ставя точки над “i” в вопросе цифр, скажем также, что годовая квота Азербайджана перед Всемирным банком составляет $75 млн. И руководство страны прикладывает немало усилий, что увеличить ее до 95 миллионов.
Другой вопрос: кто конкретно в нашей стране будет выступать в роли получателя американской помощи. На этот вопрос недавним своим указом относительно иностранных инвестиций ответил сам президент Гейдар Алиев: за любые инвестиции, поступающие в страну в виде грантов, бонусов, техпомощи и т.д., ответственно Минэкономразвития.
Отметим, что еще до 1998 года вопрос учета финансовых вложений в Азербайджан оставался открытым. Позднее появился закон “О грантах”. Но все еще отсутствовал конкретный механизм. Теперь же, получив деньги, МЭР должно будет обратиться в Кабинет министров с соответствующим пакетом предложений, и вопрос финансирования проектов будет решаться на уровне правительства.
И еще. Мало кто знает, что и в бюджете России заложены статьи финансирования государств СНГ. Например, если в 1992 году масштабы прямых и косвенных субсидий, поступавших из России странам Содружества, оценивались примерно в $22 млн., то в бюджете РФ на 1999 г., объем кредитований был предусмотрен в размере $700 млн. Только жаль, что в настоящее время на долю России приходится не более 3 – 4% объема иностранных инвестиций, поступивших в государства СНГ…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год