Ш.АББАСОВ
В понедельник авторы хартии принципов урегулирования карабахского конфликта завершили серию встреч с послами зарубежных стран в Азербайджане. Результатами этих встреч в интервью “Эхо” делится один из авторов хартии Эльдар Намазов:
– Мы завершили серию встреч с послами стран – членов Минской группы ОБСЕ и ведущих государств, способных повлиять на урегулирование карабахского конфликта. Мы познакомили дипломатов с текстом хартии. Состоялись встречи с послами Турции, США, России, Франции, Ирана, Румынии (эта страна в настоящее время председательствует в ОБСЕ), а также личным представителем действующего председателя ОБСЕ А.Каспршиком и руководством бакинского офиса этой организации.
Конечно, нормы дипломатического этикета не позволяют полностью раскрывать детали переговоров, но, обобщая, можно сказать, что мы очень удовлетворены этими встречами. На всех них подчеркивалось, что к хартии относятся как к серьезному документу нашей общественно-политической жизни, отражающему мнение азербайджанского общества, который обязательно окажет влияние на дальнейшие действия этих стран. Естественно, все послы обещали довести суть хартии до сведения своего руководства. Некоторые, например, посол Ирана, уже сделали это по материалам СМИ.
Еще одно общее мнение заключалось в том, что этот документ полностью соответствует нормам международного права и против него трудно возражать. Некоторыми дипломатами была высказана мысль о том, что работу посредников хартия не облегчает, но делает ее более реалистичной в будущем. Некоторые высказали и озабоченность по поводу фразы о возможности применения Азербайджаном силы. Однако все признали, что это отражение права Азербайджана. Это нормально – ни от одного дипломата нельзя ожидать, что он кому-то посоветует прибегнуть к силе.
На подобные замечания мы отвечали примерно так: тогда Азербайджану должна быть предложена альтернатива. Если армяне не соглашаются мирным путем освободить оккупированные территории, признать нашу территориальную целостность и нерушимость границ, то альтернативой может быть сильное международное давление на Армению, которое заставит эту страны придерживаться норм международного права. Готовы ли они к оказанию такого давления? На эти вопросы должны отвечать те дипломаты и международные организации, высказывающие сегодня озабоченность в связи с усиливающимися в нашем обществе настроениями о необходимости применения силы.
А в целом все встречи прошли в очень конструктивном ключе и у нас осталось ощущение, что дипкорпус оценил хартию и относится к ней как к важному документу.
– Наверное, важным было и количество подписавшихся под хартией?
– До появления хартии среди посредников царили некоторые настроения, вызывавшие у нас тревогу. Беспокоили заявления о том, что Азербайджан должен пойти на очень тяжелые для себя компромиссы, которые даже сравнивались с потерей человеком руки. Всех насторожила и идея оказать психологическое воздействие на азербайджанское общество и готовить его к этим компромиссам. Поэтому хартия, именно как общественное мнение, под которым подписались все слои населения, была очень важна. Посредники поняли мнение азербайджанского народа…
– Скоро сопредседатели вновь приедут в регион. Можно ли ожидать от них новых предложений?
– Мы находимся в постоянном контакте с дипкорпусом и обладаем определенной информацией о том, какие предложения готовятся. Я думаю, значительная часть дипкорпуса, участвующего в посредничестве, уже отказалась от иллюзий, существовавших еще полгода назад. Если некоторая часть еще сохранила эти иллюзии и попытается преподнести нам очередной “сюрприз”, вроде закоммуфлированного варианта “Общего государства”, их ожидает та же участь, что и предыдущие предложения такого рода.
– Много говорят о необходимости проведения Азербайджаном антитеррористической операции в НК?
– С одной стороны, я привествую то обстоятельство, что и представители власти, и ведущие политические силы демонстрируют решимость использовать все средства для освобождения оккупированных земель. В то же время настораживает не совсем верная пропаганда в этом вопросе.
Дело в том, что в действиях армянской стороны явно виден факт совершения агрессии против Азербайджана. Оккупировано 20% территорий нашей страны, на которых и сейчас есть войска Армении. Этот факт признается международным сообществом, есть соответствующие резолюции Совбеза ООН, мандат ОБСЕ подразумевает переговоры именно между Арменией и Азербайджаном… Так что наша страна имеет полное право применить силу для выдворения агрессора со своей территории. Кроме того, в нашей стране также имел место вооруженный мятеж армян в НК, были факты террора со стороны армянских организаций в бакинском метро и т.д. Да, я считаю важной работу по разоблачению армянского терроризма в мире.
Но в последнее время, в высказываниях как представителей власти, так и оппозиции сквозит идея о том, что Азербайджан должен доказать мировому сообществу факты армянского терроризма и с помощью этого провести антитеррористическую операцию. Такой подход неверен! Мы имеем право применить силу, так как против нас совершена агрессия. Этот факт сам по себе уже не требует никаких доказательств и лишних поводов. Право применить силу против агрессора ни в коем случае нельзя увязывать с тем, сможем ли мы доказать миру факты армянского терроризма или нет.
– Прошло очередное мероприятие в рамках руководимого вами форума. Обсуждались итоги 10 лет независимости. Почему вы сами не выступили на форуме?
– На этот раз мы решили выступить в роли организаторов и дать возможность высказаться видным политическим и общественным деятелям страны, представителям дипкорпуса. Мы довольны тем, как прошел форум, присутствовала действительно элита Азербайджана.
Что касается моего мнения, то независимость была вековой мечтой нашего народа. 18 октября – один из счастливых дней моей жизни. Но в то же время я испытал и чувство горечи от того, что в очередной раз эта тема стала предметом внутриполитической борьбы и использовалась политиками ни для объединения общества, а для сведения счетов друг с другом. В первую очередь я имею в виду пропагандистскую кампанию властей, уверяющих, что в Азербайджане не было освободительного движения и независимость упала на нас с неба. Это же можно отнести и к пропаганде оппозиции, утверждающей, что нынешняя власть за 8 лет ничего не сделала для укрепления нашей независимости.
Истина же в том, что свою независимость мы добыли в результате очень тяжолой борьбы, с большими лишениями и трагедиями. Если не было бы этой борьбы в Азербайджане, Прибалтике, Грузии, Молдове и др. республиках, никто из СССР, включая безмятежную Среднюю Азию, не получил бы независимость. Это правда. Но правда и то, что на нашу страну, особенно в первые 4 – 5 лет после обретения независимости, оказывалось сильнейшее давление с целью заставить нас поступиться своим суверенитетом, разрешить военно-политический контроль со стороны соседних держав, совместную охрану границ и т.д.
Нам пришлось выдержать огромный прессинг, пройти через трудности, но мы не поступились своим суверенитетом. И этот юбилей, при его объективной оценке со стороны властей и оппозиции, мог бы послужить объединению всех политических сил вокруг светлого праздника. К сожалению, вместо такого подхода опять преобладали узкогрупповые, партийные интересы…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год