Р.НАСИРОВ
Вчера в международном аэропорту перед отбытием на родину министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко совместно со своим азербайджанским коллегой Вилаятом Гулиевым дали импровизированную пресс-конференцию. Подавляющая часть заданных журналистами вопросов касалась строительства трубопровода Одесса – Броды и подключения к проекту Азербайджана.
Напомним, что в ходе визита в Азербайджан представителей государственных экономических структур состоялась встреча с руководством Милли меджлиса. Велись переговоры в Кабинете министров и с руководством Госнефтекомпании. Был прием и у президента Азербайджана Гейдара Алиева. Обсуждаемые вопросы касались путей дальнейшего углубления двусторонних отношений в сфере политического и экономического взаимодействия.
В ходе визита были подписаны межправительственное соглашение “О развитии сотрудничества в области спорта и молодежи”; протокол “Об обмене грамотами о ратификации консульской конвенции”; протокол “Об обмене грамотами о ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве”. Однако наиболее интересной можно считать часть переговоров, касающуюся непосредственно нефтепровода Одесса – Броды (длина – 667 км, диаметр – 1020 мм), который в перспективе может превратиться в трубопровод Баку – Супса – Одесса – Броды – Европа.
Это стратегический маршрут, способный вывести каспийскую нефть не только в Европу, но и посредством черноморских портов в Америку. Комментируя вопрос, А.Зленко сообщил, что в ходе встречи было уделено особое внимание способам транспортировки азербайджанской нефти на европейские рынки через территорию Украины.
В этом направлении открываются чрезвычайно важные и богатые перспективы, особенно в плане развития нефтетранспортного маршрута Баку – Супса – Одесса – Броды. По мнению МИД Украины, задача, стоящая перед миссией, заключалась в том, чтобы перевести эту перспективу в плоскость конкретных экономических расчетов.
И поскольку данный вопрос имеет для Украины особую важность, то, как сказал А.Зленко, украинская сторона продолжит диалог в этом направлении с руководством Госнефтекомпании Азербайджана. Пока в ГНКАР идет детальная проработка вопроса, причем не только азербайджанскими, но и украинскими экспертами. Последние в своей работе ориентируются на итоги встречи президента Украины Леонида Кучмы с зарубежными нефтяными компаниями, которая состоялась во время сварки первого “золотого” шва на трубопроводе Одесса – Броды.
Из сказанного следует, что, возможно, в будущем к строительству Баку – Супса – Одесса – Броды, могут быть привлечены нефтяные компании задействованные в добыче азербайджанских углеводородных запасов. Будущий трубопровод в чем-то можно даже сравнить с пока еще проектным Баку – Джейхан.
Разве что объемы перекачиваемой нефти иные. Украина, например, планирует в 2002 году прокачивать по трубопроводу 28 млн.тонн нефти, а Баку – Джейхан рассчитан на объемы, чуть ли не в два раза превышающие их. Так что с присоединением к Одесса – Броды ветки до Баку, она станет хоть и меньшей, но альтернативой Баку – Джейхану. Просто один нефтепровод будет выходить к Черному морю, другой – к Средиземному. Активным сторонником проекта Одесса – Броды является Польша. Эта страна может даже выступить в роли инвестора проекта.
Однако Варшаву смущает отсутствие “прозрачности” проекта, четкого бизнес-плана, ясных расчетов рентабельности. А посему, прошедшие в Азербайджане переговоры могут прояснить долю участия в проекте польской стороны. Немного и о том, почему МИД Украины уделил во время переговоров такое большое внимание подключению Азербайджана к проекту Одесса – Броды.
Этой стране трубопровод выгоден по двум причинам. Во-первых, это бесспорно статус транзитной страны. Во-вторых, привлекая зарубежные нефтяные компании к проекту, украинское правительство планирует в будущем продавать участки трубопровода и тем самым улучшить финансовое положение страны.
Так насколько же реален трубопровод Баку – Супса – Одесса – Броды? Даже в проектной своей стадии этот нефтепровод вызывает раздражение российской стороны. В частности, хоть А.Зленко и отказался комментировать активное вмешательство российской стороны в данный вопрос, но сказал, что “всегда и все надо решать на основе компромисса, тем более, что обладая конкретными аргументами, любую сторону можно привлечь на свою сторону”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год