НУРАНИ
По логике вещей, событием номер один в российско-грузинских отношениях сегодня должен был бы быть вывод российских миротворцев из зоны конфликта. Тем более, что Владимир Путин уже направил “заинтересованным сторонам” заявление, составленное в таких тонах, что окончание миссии российских “голубых касок” в Абхазии сомнений уже не вызывает – вопрос только в сроках и практической стороне дела. Тем более, и официальный Тбилиси дает понять, что процесс этот длительный и займет явно не один день.
Однако куда большего внимания журналистов удостоился сегодня полевой командир Руслан Гелаев. Вчера рано утром в региональных СМИ появились сенсационные сообщения, будто бы отряд Гелаева уже штурмует столицу мятежной Абхазии – Сухуми. Вскоре они были опровергнуты, однако собкоры российских масс-медиа в самопровозглашенной Абхазии сообщали, что на дальних подступах к городу, примерно в 40 км, идут бои.
Не подтвердилась информация и о штурме курортного города Гагры. Источники в Абхазии утверждают, что достоверной информации об отряде Гелаева сегодня нет, и неизвестно даже, удалось ли ему вырваться из окружения в Кодорском ущелье. Тем не менее ряд российских интернет-сайтов сообщил о том, что бойцы отряда Гелаева, возможно, намерены уходить из Абхазии в Карачаево-Черкессию, к горнолыжному курорту Домбай. Уже вечером 15 октября отряд Гелаева двинулся по старой Военно-Сухумской дороге, а потом направился по одной из старых туристских троп бывшего СССР.
Как заявил РИА “Новости” замминистра внутренних дел и начальник милиции общественной безопасности Карачаево-Черкессии Борис Эркенов, в Карачаево-Черкессии предприняты экстраординарные меры усиления охраны границы и приграничья. По его словам, “воины черкесского погранотряда усилили охрану своих рубежей, в частности, поставлена под ружье резервная застава”.
Действия пограничников координируются с подразделениями внутренних войск МВД России и республиканских отрядов милиции особого назначения, в том числе – оперативно-розыскных, отметил Эркенов. Поэтому, убежден он, нет никаких оснований предполагать, что экстремистам удастся перейти государственную российско-грузинскую границу, в том числе и со стороны Абхазии, в пределах высокогорного ее участка в Карачаево-Черкессии, протяженностью 205 км. Бои в Кодорском ущелье постепенно начинают приобретать “вялотекущий характер”.
Тем не менее, как сообщил ИТАР-ТАСС командир 302-го поста российских миротворческих сил майор Юрий Петренко, в последнее время участились облеты Кодорского ущелья боевыми самолетами. По словам майора Петренко, “как правило, облеты совершаются с наступлением темноты или рано утром”, и “российские миротворцы фиксируют от двух до четырех самолетов, которые делают несколько кругов над ущельем и уходят в сторону Грузии”.
При этом российские миротворцы утверждают, что заметно участились попытки нелегального провоза оружия из Грузии в Абхазию. Как сообщил начальник пресс-службы миротворческих сил в Абхазии Игорь Конашенков, миротворцы 302-го блокпоста при досмотре автомашин находят большое количество оружия и боеприпасов под мешками с продовольствием. Все задержанные автомобили возвращаются обратно на территорию Грузии. Части и подразделения миротворческих сил находятся в повышенной боевой готовности.
Более того, серьезные опасения внушают и заявления лидеров абхазских сепаратистов. “Глава правительства Абхазии” Анри Джергения заявил, что в нынешних условиях “говорить о дружеских и еще каких-то близких отношениях с Грузией весьма сложно”. Таким образом, он по сути, отверг предложение президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, о готовности официального Тбилиси к переговорам и предоставлении Абхазии “беспрецедентных прав в составе единой Грузии”.
По словам Джергении, вывод коллективных сил по поддержанию мира из зоны грузино-абхазского конфликта, чего требует Грузия, не будет означать изменения позиции Абхазии и ее руководства. “Мы сами будем защищать свою границу, свою независимость, как это было до ввода миротворцев в зону конфликта в 1993-1994 годах”, – сказал он.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год