Д.ТАЛЬСКАЯ
На момент выхода в свет этого номера газеты в США было зарегистрировано более десяти случаев заражения сибирской язвой. Кто-то “получил” болезнь по почте, вместе с подозрительными конвертами. Кто-то был в контакте с больными.
Тема сибирской язвы в связи с известными событиями обсуждается настолько активно, что порой даже затмевает в теленовостях воздушные удары по Афганистану и расследование терактов в США.
Как и ожидалось, в мире сегодня обсуждается главным образом возможность использования бацилл сибирской язвы в качестве бактериологического оружия. Многие сегодня задумываются и о том, насколько вероятно его применение против Азербайджана – хотя бы в отместку за арест и экстрадицию подельников Усамы бен Ладена.
При этом практически без внимания – и совершенно незаслуженно – остается другой факт. В отличие от США, куда сибирская язва была занесена французскими переселенцами еще в XVII-XVIII веках и не регистрировалась с середины 70-х годов, Азербайджан относится к числу природных очагов сибирской язвы.
Более того, в старину на Руси это заболевание называли не только “сибирской язвой”, но и “персидским огнем”, намекая на то, что эпидемии этой болезни нередко приходили со стороны тогдашней Персии – а так называли в те годы и Азербайджан, и Афганистан, и Иран. А так как врага следует знать в лицо, то и знакомство с симптомами сибирской язвы, и с эпидемиологической обстановкой по сибирской язве в Азербайджане выглядит как минимум нелишним.
За разъяснениями мы обратились к директору республиканской противочумной станции, профессору Максуду Касимову:
– Сибирская язва – это не только бактериологическое оружие. Это заболевание есть в природе. В Азербайджане, например, существует 1200 стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов. За последнее десятилетие отмечен даже значительный рост заболеваемости сибирской язвой. Так, в 1992 году в Азербаджане было зарегистрировано 33 больных сибирской язвой, через год их уже стало 55, в 1976 году в четырех районах республики было зафиксировано это заболевание, а число больных достигло 76 человек.
Возбудители сибирской язвы – сибиреязвенная палочка находится в крови, испражнениях, моче и пораженных органах больного животного. Вместе с испражнениями и мочой болезнетворные микробы в большом количестве попадают в почву пастбищ, в воду открытых водоемов, в стойла. Выделяющаяся из больного животного сукровичная жидкость изобилует сибиреязвенными палочками. Труп погибшего от сибирской язвы животного, заражает почву на месте падения, а собаки, дикие животные и птицы, растаскивая части трупа, могут заражать почву на много километров вокруг.
Палочка сибирской язвы, попадая во внешнюю среду, обычно не погибает, а образует спору, покрытую плотной оболочкой. Споры обладают высокой жизнестойкостью, сохраняясь в cкотомогильниках от 50 до 100 лет после захоронения. Спорам не страшны ни зимние морозы, ни летняя жара.
Кипячение выдерживают в течение 10 минут. Съев корни или выпив воду, зараженные спорами возбудителя сибирской язвы, животные заболевают через 1-3 дня. У всех домашних животных, кроме свиней, сибирская язва протекает тяжело, в виде кишечных расстройств. Чаще всего на 2-3 сутки они гибнут. Бывает и кожная форма сибирской язвы. Эта форма протекает легче кишечной и может закончиться выздоровлением животного. Известна и такая форма, когда болезнь длится всего несколько часов, а у овец – несколько минут. Заболевшая овца, подпрыгнув на месте, падает замертво.
Человек заражается в тех случаях, когда не соблюдает мер предосторожности, ухаживая за больным животным, при убое, снятии шкур, разделке туш, при захоронении животных.
Заразиться можно через шерсть больной овцы, мясо больной коровы или свиньи. Скрытый период болезни от 2 до 8 дней, после чего на месте внедрения микробов на коже появляется маленькое красное пятнышко, похожее на укус блохи. Через короткое время пятнышко превращается в пузырек с мутной кровянистой жидкостью, он лопается, жидкость вытекает и на месте пузырька образуется язвочка, покрытая корочкой черного цвета – струпом, сибиреязвенным карбункулом, окружающие ткани сильно отекают. Это сопровождается повышением температуры, сильным общим недомоганием, слабостью, головной болью, рвотой, насморком. Сам карбункул почти безболезнен.
Если лечение начато своевременно, больные обычно быстро выздоравливают (в течение 5-6 дней в легких случаях и месяц – при множественных карбункулах.
Главная опасность: сибирская язва, может осложниться общим заражением крови (сепсисом), которое иногда заканчивается трагически. Происходит это при расчесывании карбункула, сдирании струпа. Чтобы избежать осложнений, больной срочно должен обратиться к врачу!
Основная мера борьбы с сибирской язвой у людей – это ликвидация ее среды. Ветеринарная служба располагает надежным средством защиты животных от этого заболевания – сибиреязвенной вакциной. Поголовно делаются прививки. Сейчас значительное поголовье скота находится в личном пользовании и не все владельцы понимают, что непривитые животные могут представлять огромную опасность, как возможный источник заражения людей сибирской язвой.
Индивидуальный и общественный скот должен дважды в год прививаться вакциной “СТИ”. На местах падения скота от сибирской язвы и возле старых скотомогильников с территорией в радиусе 200 – 300 метров нельзя пасти скот и косить траву. Убой животных должен проводиться только с разрешения ветеринарной службы.
При подозрении на заболевание необходимо сообщить работникам ветеринарной службы, если животное пало ни в коем случае нельзя снимать шкуру до прибытия ветеринара. В населенном пункте, где пали животные, специальная группа имеющая ежедневный контакт с животными и его сырьем, прививаются сибироязвенной вакциной СТИ ежегодно в течение 5 лет.
Но это все касается природной болезни. Сегодня же речь может идти о диверсии, о намеренном заражении человека. Для того, чтобы заразиться человек должен вдохнуть тысячи бацилл сибирской язвы. Т.е. тот, кто заражает должен хорошо быть знаком с поведением этой болезни. Были случаи, когда террористы применяли это грозное оружие, но желаемого результата, к счастью, не добивались. К сожалению, споры этой болезни не видны невооруженным глазом, нужна определенная консистенция.
Опасность химического варианта этой болезни еще и в том, что она имеет несколько штаммов, которые требуют различного лечения. Поэтому очень важно своевременно поставить правильный диагноз. К сожалению, врачи не располагают действенными профилактическими методами, гарантирующими безопасность. Не предохранит нас от заболевания, скажем, ношение маски или предварительный прием антибиотиков. Вероятно поэтому выбор и пал именно на это заболевания при производстве химического оружия.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год