Азербайджанцы никому за границей не нужны

Наиля АЛЕКПЕРОВА

Этому были посвящены последние два года моей жизни. Я отказывала себе во всем, собирала деньги, выполняла любую работу – была уверена, что там, за границей будет все по-другому. И вот этот день настал, у меня в руках паспорт, а в нем заветная виза. И билет в один конец. Там, куда я ехала, меня никто не ждал.

Родственники мои оставались в Баку, я рассчитывала, что уезжаю не на всю жизнь, но надолго, разбогатев – вернусь. Я выбрала Германию по двум причинам: во-первых, я неплохо говорила по-немецки, во-вторых, рассчитывала, что в случае больших затруднений обращусь к туркам, у которых там большая диаспора. Затруднения начались сразу же после приезда.

Небольшая сумма денег исчезла, как утренний туман. Работу я не находила, даже не знала, где ее искать. Стучала буквально в каждый ресторан. Брали меня только в тех случаях, если кто-то не вышел на работу и предлагали только самую грязную разовую работу и платили как Бог на душу положет – буквально гроши.

Перед тем как уехать я решила так, кухня в Азербайджане замечательная, все меня убеждали, что я прекрасно готовлю, особенно мучные блюда типа дюшбары, гюрзы, кутабов и пирожков “чуды”. Мне казалось, предложу их в ресторане и их меня оторвут с руками и ногами. Быстро убедилась, что это никого не интересует. С трудом, не без помощи турков я устроилась в небогатый дом смотреть за умирающим стариком.

Господи, что эта за работа. Умирающего надо в день три раза кормить, умывать, постоянно вытирать слюнявый рот, подкладывать под него попеременно то “утку”, то “судно”, делать клизму, измерять давление. В те дни, когда старик чувствовал себя хорошо, он забывал о болезнях и возрасте и пытался вспомнить молодость. От страха потерять работу я терпела все. Заработанных денег едва хватало на жизнь. Признаюсь честно, я рассчитывала выйти замуж, если повезет – за немца.

Многие поговаривали в Баку, что немцы охотно женятся на восточных женщинах, считая их послушными, ласковыми, семейными. Может, это и так, но те немцы, которые мне встречались на пути, во-первых, ни о какой женитьбе и речи не вели, пока не будет добрачной связи, во-вторых, они, не скрывая, подчеркивали свое превосходство во всем. Да, из восточной женжины получается жена безропотная, послушная, без каких-либо претензий к мужу – и второсортная.

Познакомилась я с теми, кто был замужем. Вот уж где средневековый домострой. Со своими женщинами они так не обходятся. Да что об этом говорить, не это главное. Главное, что никакого рая за границей нет. Никто нас не ждет, никому мы не нужны. А если согласиться на ту работу, что мы выполняем здесь, у себя дома, можно тоже неплохо заработать. Теперь я считаю дни здесь.

Стараюсь скопить деньги на обратный билет, чтобы было дешевле, мы несколько девочек, снимаем одну комнату без каких-либо удобств. Дважды меня уже обкрадывали. Один раз в автобусе, а второй, боюсь сознаться, кто-то из девочек. Но, как говорится, не пойман – не вор. Это письмо посылаю в Баку с оказией. Если есть возможность – напечатайте.

Это для тех, кто, как и я, мечтает уехать за границу. Знайте, мы здесь нужны только в качестве самой низкопробной обслуги. Не более того.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год