М.БАГИРОВ
– Как вы оцениваете террористические атаки против США?
– Это величайшее преступление нового времени. Мы считаем, что независимо от мотивов, которыми руководствовались организаторы террора, он должен быть осужден. Азербайджан – страна, которая на протяжении многих лет сталкивается с терроризмом, осуществляемым как на государственном уровне со стороны Армении, так и со стороны отдельных армянских террористических организаций. Поэтому в интересах Азербайджана находиться среди участников антитеррористической коалиции, и я считаю, что если будут приняты правильные решения и в США, и в тех странах, которые намерены их поддержать, очень многое может измениться к лучшему для всего мира, и для Азербайджана в том числе.
– США, по всей видимости, собираются действовать без санкции Совбеза ООН. Не приведет ли это к окончательному слому системы международного права?
– США столкнулись с жесточайшим нападением, и очень многие аналитики оценивают это не в качестве очередного теракта, а в качестве новых, нестандартных, военных действий. Уже известно, что руководство НАТО обсудило эту проблему и впервые в своей истории решило обратиться к 5-й статье своего устава о коллективной обороне. И на днях после предоставления конкретных доказательств участия в террористических атаках бен Ладена лидеры НАТО вновь заявили, что расценивают эти события не как нападение только на США, но как вызов всем участникам альянса. Естественно, вопрос может быть обсужден и Совбезом ООН, и я думаю, что постоянные члены этой структуры понимают позицию США и в той или иной степени готовы к сотрудничеству.
– Довольны ли вы позицией официального Баку по поводу антитеррористической кампании?
– Да, я думаю, что власти Азербайджана приняли верное решение в этом направлении. Азербайджан должен принимать участие в антитеррористической коалиции в меру своих скромных возможностей. Я считаю, что власти должны быть более последовательны и решительны в деле привлечения внимания мировой общественности к проблемам Азербайджана, который также имеет дело с терроризмом на собственной территории.
– Как вы думаете, имеют ли отношение к терактам в США армянские террористические организации?
– Конкретные факты на этот счет пока не приводились. На первый взгляд, Армения и армянские террористические организации не имеют мотивов к участию в нападении на США. Но общеизвестно, что террористические организации сегодня не являются какими-то изолированными группами и тесно связаны друг с другом. Терроризм приобрел международный размах, поэтому и говорят о международных террористических сетях.
Ни для кого не секрет, что армянские террористические организации тесно сотрудничали с другими террористическими группировками и радикальными организациями, в качестве примера можно привести связи между АСАЛА и арабскими террористическими группами, или ПКК. В этом смысле полностью исключать причастность армянских террористических структур к последним событиям невозможно. Я думаю, что в США должны отнестись внимательно к этому вопросу, поскольку включение в список террористических организаций исключительно исламских радикальных группировок выглядит не очень убедительно.
– Сложились ли сегодня оптимальные условия для проведения антитеррористической операции на оккупированных территориях Азербайджана?
– Очень сложный вопрос. На него могут ответить лишь те люди и политические силы, которые находятся у власти. Я неоднократно говорил, чтобы принимать решение о войне и мире, надо обладать всей полнотой информации. Как бы ни называлась эта операция, Азербайджан имеет полное юридическое и моральное право на освобождение своих территорий. Я считаю, что сейчас обстановка в мире благоприятна для реализации справедливых требований и целей Азербайджана.
– Как вы оцениваете деятельность делегации Азербайджана в Страсбурге на очередной сессии ПАСЕ?
– Это работа, которая должна проводиться постоянно. Если не ошибаюсь, Ромен Роллан говорил, что нельзя победить раз и навсегда, надо побеждать ежедневно. Поэтому азербайджанская делегация и в ПАСЕ, и в других структурах должна ежедневно работать. Но превращать любой шаг в этом направлении в повод для празднеств, на мой взгляд, несерьезно. В преддверии последней сессии ПАСЕ в ходу была шутка, согласно которой в этот раз будут говорить не о великой победе Ильхама Алиева, а о великой победе Гюльтекин Гаджиевой, которая вынесла проект резолюции на обсуждение Совета министров СЕ, и именно это стало основой для принятия решения. Но при внимательном рассмотрении опять-таки получается, что ничего конкретного в принятом документе нет.
Тем более, что признание территориальной целостности государств-членов СЕ констатируется в связке с правом наций на самоопределение. Важной для Азербайджана можно считать ту часть документа, где говорится о недопустимости силовых решений конфликтов и о том, что изменения, произошедшие в результате применения силы, не имеют никакой юридической силы. В целом я думаю, что трибуну СЕ можно использовать более эффективно, чем это делает сейчас азербайджанская делегация.
– Что стоит за скандалами в проправительственном лагере, в частности, за выступлениями Фазаила Агамалы, направленными против главы администрации президента Рамиза Мехтиева?
– Азербайджан находится накануне серьезных политических изменений. Речь не идет о том, когда они конкретно произойдут – через три, шесть месяцев и т.д. Суть в том, что перемены неизбежны. И правящая элита прекрасно понимает, что так долго продолжаться не может. Отсюда и борьба различных группировок между собой. В этом смысле обвинения представителя одной из группировок в адрес представителя другой – неизбежное явление.
– А что за политические изменения?
– В любом случае нынешняя власть исчерпала себя, показала свою беспомощность, неспособность решать проблемы Азербайджана и в этом плане политические изменения неизбежны.
– Все громче звучат предположения об отставке спикера ММ Муртуза Алескерова. Есть ли у вас информация по этому поводу?
– Трудно сказать. Но, честно говоря, это их проблемы. Как бы они ни вертели, рано или поздно состоятся выборы, и правящая элита должна будет остановиться на каком-то конкретном кандидате. И кто будет этим кандидатом, нас мало волнует, потому что партия “Мусават” вместе со своими союзниками убеждена в своей победе на этих выборах, кем бы ни был наш противник из правящих кругов.
– Кандидатом в президенты, по всей видимости, будете вы?
– Конкретно наша партия еще не принимала решения по поводу предстоящих президентских выборов. Но я думаю, что партия “Мусават”, наверное, будет выдвигать на них своего лидера.
– Как вы думаете, не связана ли борьба группировок в правящих кругах с участившимися случаями преследования журналистов?
– Да, идет подготовка властей к этим событиям. Они пытаются полностью взять под свой контроль все медиа-структуры – газеты, телевидение, в отношении которых применяются специфические методы воздействия. Эта работа идет в том числе и по отношению к политическим силам. Власти готовятся к переменам.
– Намерены ли оппозиционные партии выступить в защиту арестованных журналистов?
– Комитет защиты журналистов принял целый ряд решений по этому поводу, одним из которых является проведение митинга. Практически все партии дали согласие на участие в нем. Мы также считаем, что такой митинг необходим. Конкретные сроки его проведения станут известны на днях.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год