НУРАНИ
Драматические сообщения из Абхазии начали приходить еще вечером 3 октября. Согласно данным российских СМИ, в Кодорском ущелье начались столкновения между грузинскими и чеченскими “боевиками”, с одной стороны, и боевиками сепаратистского режима “независимой Абхазии”, с другой. Сообщалось, что у села Георгиевское, основное население которого составляют армяне и греки, идут бои, погиб один абхазский боевик, а шесть местных жителей считаются пропавшими без вести.
На следующий день уже сообщалось о захвате села Георгиевское, причем “Интерфакс” ссылался на сведения, полученные от местных жителей. Согласно этим рассказам, численность отряда, “захватившего” Георгиевское, доходит до 500 человек, состоит он из чеченцев и грузин. Из-за боев, которые идут около села, от основной базы отрезаны два поста российских миротворцев, которые расположены далеко в горах.
Сообщив о боях у села Георгиевское, НТВ не преминуло напомнить все прежние “страшилки” о конном отряде чеченского полевого командира Руслана Гелаева, который будто бы пытался прорваться через Абхазию в Карачаево-Черкессию и т.д., тут же попеняв грузинским и абхазским властям, которые “в это до конца так и не поверили и в итоге оказались абсолютно неподготовленными к внезапному вторжению”. По сведениям НТВ.ру, пограничники даже на самых сложных горных тропах расставляют посты и засады из-за отсутствия на новых кавказских рубежах России классической колючей проволоки.
Впрочем, на участке границы вблизи погранзаставы Хузрук недалеко от Кодорского ущелья вооруженных нарушителей еще не задерживали. Николай Голущак, начальник заставы Хузрук Черкесского погранотряда ФПС России рассказывает: “Да, какие боевики! В основном чабаны да туристы, больше никого еще не было”. Еще за день до боев в Георгиевском пограничники сообщали, что в районе Кодорского ущелья обстановка стабильная.
Реакция официального Тбилиси последовала через несколько часов. Уже около полудня 4 октября министр по особым поручениям Грузии Малхаз Какабадзе сообщил, что в Кодорском ущелье в Абхазии накануне “действительно имела место стрельба, однако ни с одной стороны нет ни убитых, ни раненых”. Ранее о боях в Абхазии сообщило агентство “Интерфакс”.
Агентство “Интерфакс” сообщило, в частности, что 3 октября утром группа боевиков захватила село Георгиевское в Гульрипшском районе Абхазии. В этом селе проживают в основном греки и армяне.
Какабадзе полагает, что стрельба была “случайной” или произошла во время каких-то внутренних разборок между представителями населения ущелья.
По словам госминистра Грузии Гии Арсенишвили, компетентные источники после выяснения ситуации в Кодорском ущелье также “пока не подтверждают” информацию о том, что здесь якобы начались боевые действия. Вместе с тем глава миссии ООН в Грузии Дитер Боден в ходе встречи с Арсенишвили заявил, что в нижней части Кодорского ущелья Абхазии, которое не контролируется грузинской стороной, возобновились боевые действия. По его словам, “в ущелье по-прежнему находится группа вооруженных людей, вывод которой задерживается”.
Показательно однако, что еще на минувшей неделе председатель парламентского комитета по обороне и нацбезопасности Грузии Георгий Барамидзе заявлял, что в Абхазии – на территории не контролируемой официальным Тбилиси – находится вооруженная группа из 400 человек, в составе которой – грузины и представители северокавказских республик. Он же заявил журналистам 4 октября, что считает “абсолютно недопустимым” проведение каких-либо совместных российско-грузинских операций в Панкисском ущелье и Абхазии. “Абсурдно надеяться на то, что государство, которое само создало эти проблемы, может их решить”, – заявил он.
Но вечером 4 октября “чеченский след” в перестрелке в Кодорском ущелье получил в России официальный статус. Информационное управление президента РФ подтвердило сообщение из Абхазии о том, что там накануне группа чеченских и грузинских боевиков пыталась захватить и укрепиться в селе Георгиевском Гульрипшского района. Как сообщает РИА “Новости”, боевики покинули село и направились предположительно на север в сторону российской границы.
Вопрос: “кому верить” в такой ситуации риторический. Однако настойчивые попытки России разыграть в отношении Грузии “чеченскую карту” не могут не настораживать. Излишне прозападный курс Тбилиси уже давно тревожит Москву, и в России не оставляют надежд “откорректировать” ситуацию.
Отношение к “чеченскому фактору” в последнее время тоже заметно изменилось. А внимание мирового сообщества в значительной степени отвлечено на Афганистан, Ирак и т.д. Так что в Москве вполне могут решить, что настал удобный момент “разобраться” с Грузией, используя все тот же “чеченский фактор”. И в нынешней ситуации попытки такого давления могут привести к масштабной дестабилизации обстановки во всем регионе.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год