Риск “игры на обострение” в регионе

НУРАНИ

Начальник генерального штаба вооруженных сил России Анатолий Квашнин продолжает свою поездку по Армении. Причем насыщенность ее “знаменательными событиями” доходит прямо-таки до рекордного уровня. Уже 2 октября, в первый день визита, в Гюмри, где расположена 102-я российская военная база, состоялось торжественное открытие российского генконсульства. В тот же день Петр Сулимко указом президента РФ Путина был назначен генеральным консулом РФ в Гюмри. Кроме него, в консульстве будут работать еще двое: заместитель консула и секретарь.

Однако куда более знаменательное событие произошло 3 октября. Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на министерство обороны Армении, в этот день утром на российской военной базе в Гюмри началось постоянное совместное боевое дежурство сил и средств ПВО России и Армении. Они включают войска ПВО Армении, авиационную группу и зенитно-ракетный полк российской военной базы и считаются важным компонентом объединенной системы ПВО СНГ, созданной в феврале 1995 года. Как указывается в “приведенной справке”, на опытное боевое дежурство силы ПВО Армении и России были поставлены еще 4 мая.

В последнее время, напоминает ИТАР-ТАСС, чье сообщение цитирует сайт “Пресс-центр”, они проводят совместные учения войск ПВО, выполняя учебные задачи по обнаружению и уничтожению целей в воздушном пространстве Армении. Кроме того, уже два года республика регулярно участвует в учениях с боевыми стрельбами государств Содружества, и особо подчеркивается, что “высокую оценку участию армянских военных в стрельбах этого года дал министр обороны РФ Сергей Иванов во время сентябрьского визита в Ереван”.

И тогда же, в мае, главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков, неоднократно посещавший Армению, заявил, что “совместное боевое дежурство носит исключительно оборонительный характер, не направлено против кого-либо и никому не угрожает”, и подчеркнул, что соглашения между двумя странами призваны обеспечить неприкосновенность государственных границ, военных объектов РФ на территории республики и объектов Армении.

Излишне напоминать, что если страна вовлечена в вооруженный конфликт с соседним государством, то военное сотрудничество с ней не может не быть направлено против “третьей страны”, сколько бы ни выступали с подобными заверениями многозвездные генералы. Можно сколько угодно напоминать России о ее статусе посредника в карабахском урегулировании и задавать вопросы, как будут развиваться события, если между Азербайджаном и Арменией возобновятся военные действия. Можно, наконец, в очередной раз задуматься, почему официальные власти Азербайджана никоим образом не отреагировали на очередной виток российско-армянского военного сотрудничества. Однако куда опаснее другое.

О начале совместного боевого дежурства российских и армянских ПВО “Пресс-центр” сообщил под весьма откровенным заголовком: “Российские и армянские ПВО перекрывают небо турецким ВВС”. Проще говоря, в то время, пока президент России срывает аплодисменты в бундестаге ФРГ, продолжает визит в Бельгию, договаривается с США о совместной борьбе с терроризмом и т.д., российский генералитет продолжает создавать “оборонительные рубежи” и “заслоны” на границах со странами, входящими в НАТО, невзирая на очередные перемены и в международной обстановке, и в путинской риторике.

Нелишне вспомнить, что тот же Путин, хоть и не отменил свой сентябрьский визит в Армению вскоре после терактов в США, но тем не менее сделал все, чтобы придать ему не “военно-стратегический”, а “экономический” характер. Так что подобная демонстрация военной мощи у границ с входящей в НАТО Турцией как минимум входит в клинч с теми тенденциями, которые российские, да и не только российские политики усмотрели в последнем европейском турне российского президента.

Но если в российских властных структурах вновь возобновилась борьба между “прозападниками” и “национал-патриотами”, и последние при этом активно пытаются разыграть “армянскую карту”, то это многократно повышает риск начала в регионе “игры на обострение”.

Конечно, у “подковерной борьбы” свои методы и способы, прежде всего аппаратные интриги. Однако в нынешней ситуации как минимум не исключено, что те же “национал-патриоты” попытаются спровоцировать достаточно острый конфликт России и Запада. Выгоды от подобного развития событий очевидны: и позиция “прозападников” оказывается скомпрометированной, и столкновение интересов однозначно повышает риск милитаризации и радикализации общественного мнения.

При этом осуществить подобное можно, только спровоцировав “столкновение интересов” России и НАТО там, где они соприкасаются непосредственно. Лучше всего – на общих границах. Стало очевидно, что Россия не будет провоцировать напряженность с США в районе Берингова пролива или с Норвегией – у полуострова Рыбачий под Мурманском.

Вряд ли следует ожидать “осложнений” и на границе члена НАТО Польши с российским союзником Беларусью – режим Лукашенко и так находится под сверхжестким контролем. Армения с ее турецкой границей, охраняемой российскими “силовиками”, оказывается прямо-таки идеальным кандидатом…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: