И.РЗАЕВ, Н.АЛИЕВ
Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер выступил с заявлением, в котором выразил свою обеспокоенность по поводу ситуации вокруг средств массовой информации в Азербайджане. За последние несколько недель произошли аресты журналистов, были закрыты некоторые газеты. Генсек СЕ считает, что власти Азербайджана должны гарантировать свободу слова и независимость журналистов.
Ссылаясь на неправительственные организации, Вальтер Швиммер говорит о нескольких сотнях политических заключенных в Азербайджане и называет “первым шагом в правильном направлении” помилование некоторых из них.
Генсек Совета Европы считает идеальным поводом празднование 10-й годовщины со дня провозглашения независимости Азербайджана 18 октября для того, чтобы окончательно решить проблему, “которая не должна существовать в стране, являющейся членом Совета Европы” (имеется в виду амнистия-Ред.).
Кроме того, в тексте указывается, что, когда Азербайджан вступал в СЕ в январе 2001 года, власти пообещали освободить или пересмотреть дела тех, кого называют политическими заключенными, прежде всего Искендера Гамидова, Аликрама Гумбатова и Рагима Газиева.
Правозащитный центр Азербайджана (ПЦА) уже вчера выступил с ответным заявлением, в котором приветствовал позицию генерального секретаря Совета Европы. Это заявление, равно как и соответствующая декларация Комитета министров СЕ от 21 сентября с.г, вносит ясность в дискуссию, получившую импульс от недавней псевдосенсации о том, что якобы эксперты СЕ сделали вывод об отсутствии в стране политзаключенных, считает директор ПЦА Эльдар Зейналов.
По его мнению, элементарный анализ последних документов СЕ говорит о том, что эта организация признает, что политзаключенные в стране есть, что их количество исчисляется несколькими сотнями человек и что освобождение заключенных путем помилования или амнистии рассматривается СЕ как “жест примирения”, необходимый для дальнейшего развития демократии в стране.
“Это именно то, что уже несколько лет предлагает властям ПЦА – не вдаваясь в дискуссию о том, кто прав, кто виноват, бессмысленную в условиях гражданской войны, когда появились наши политзаключенные, простить несколько сотен политических оппонентов ради того, чтобы восьмимиллионный народ мог избавиться от прошлого и шагнуть в цивилизованное будущее. Наша организация надеется, что призыв СЕ будет услышан руководством страны, которое сделает еще один шаг в направлении национального примирения”, – говорит Э.Зейналов.
“В Азербайджане нет политзаключенных”, – заявила, выражая официальную точку зрения, зампред постоянной комиссии Милли меджлиса по правам человека Рабият Асланова. По мнению Аслановой, называть преступников, отбывающих наказание, “политзаключенными” – спекуляция. Этой спекуляцией, как считает зампред комиссии ММ, занимаются правозащитные организации Азербайджана.
Заявление же Швиммера, полагает Асланова, продиктовано именно “подобного рода деятельностью правозащитников нашей страны”. Поэтому, заверила зампред комиссии по правам человека, говорить об ожидающейся массовой амнистии политзаключенных в Азербайджане не стоит.
Председатель постоянной комиссии Милли меджлиса по международным вопросам и межпарламентским связям, член делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов считает невозможным, чтобы подобное заявление прозвучало из уст Швиммера. “В день, когда якобы было озвучено это заявление (в четверг – 27 августа – Ред.) мы находились в Страсбурге и Швиммер ничего подобного не заявлял”, – говорит представитель большинства в Милли меджлисе. Кроме того, говорит Сеидов, он был ознакомлен со всеми сообщениями пресс-службы СЕ за 27 сентября и утверждений о политзаключенных в Азербайджане в них нет.
Между тем еще в четверг, 27 сентября на сайте Совета Европы по адресу press.coe.int/press2 выставлен текст заявления Вальтера Швиммера, который мы процитировали выше.
Кроме того, напомним, что в своей декларации от 21 сентября на необходимость решения проблемы политзаключенных в Азербайджане указывал и Комитет министров СЕ (КМСЕ). Эта структура также считает, что “у члена СЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ” проблемы политзаключенных. Повод же найти ее решение, считает КМСЕ, “предоставит 10-летие независимости Азербайджана, которое будет отмечаться 18 октября”.
“Амнистия политзаключенных 18 октября все-таки состоится”,- считает директор Бюро по правам человека (БПЧ) Саида Годжаманлы. Правозащитница напомнила, что в январе 2002 года Азербайджану придется отчитываться о выполнении обязательств перед СЕ. Несколько улучшить реноме страны, полагает С.Годжаманлы, поможет амнистия 18 октября 2001 года.
“В то же время возможны два сценария амнистии”, – говорит директор БПЧ. – Один – демократический, другой – “амнистия по-азербайджански”. Суть второго заключается в том, что “политзаключенных в колониях заставляют писать на имя президента унизительные письма-признания с просьбой об освобождении”. Поэтому, считает С.Годжаманлы, массовой амнистии ожидать не стоит и освобождать будут только “сломавшихся”.
Однако похоже, что власти Азербайджана уже начали реагировать на заявление Комитета министров СЕ и других международных структур. Вчера, решением Апелляционного суда свободу обрели еще два члена Общества инвалидов Карабаха (ОИК), осужденные за участие в беспорядках и выдвигавшие, напомним, чисто социальные требования: зампред ОИК Гюндуз Рагимов и рядовой член этой организации Фуад Балададашов. Таким образом, все члены ОИК, осужденные ранее решением Суда по особо тяжким преступлениям, выпущены на свободу.
Напомним, что осужденные члены ОКИ, а также участники шекинских и джалилабадских событий 2000 года считались “политзаключенными Совета Европы”. “Поскольку приговор этим политзаключенным был зачитан уже после вступления Азербайджана в СЕ”, – заявлял ранее “Эхо” председатель Комитета защиты демократии и прав человека Чингиз Ганизаде.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год