Р.ОРУДЖЕВ
Как известно, в понедельник, 24 сентября, в первый день работы осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, на совместном заседании Комитета министров СЕ и членов ПАСЕ был принят весьма важный для Азербайджана документ.
В целом он посвящен признанию странами СЕ нерушимости принципа территориальной целостности государств мира на основе всех ранее принятых основополагающих международных актов.
Под документом подписались все 43 государства – члены Совета Европы (по правилам СЕ, такого рода документы принимаются только на основе консенсуса, то есть общего согласия всех стран-участниц).
Самое интересное, что в пункте 396 этого документа конкретно говорится о признании территориальной целостности Азербайджана со стороны Армении, и Армения этот документ ПОДПИСАЛА. В нем также рассматривается вопрос возможности самоопределения наций, однако подчеркивается, что он менее приоритетен при разрешении конфликта, чем соблюдение принципа территориальной целостности. Что опять же прямо поддерживает справедливую позицию азербайджанской стороны в вопросе урегулирования карабахского конфликта.
Подобное положение, принятое на общеевропейском уровне, несет Азербайджану известные выгоды, хоть они и чисто морального свойства – и это тоже требует четкого осознания. Ведь Армения на протяжении последних нескольких лет упорно отказывается признавать факт оккупации азербайджанской территории своими вооруженными силами, все время ссылаясь на существование некоего государства “НКР” и его “национальной армии”. Следовательно, Армения, – понятно, что из соображений международной лояльности и собственного престижа, – подписала заведомо “невыполнимый” со своей стороны документ.
Следующим логичным шагом нашей делегации в ПАСЕ было бы усиление деятельности в этом направлении. А именно, неплохо бы настоять на создании специальной группы наблюдателей СЕ за исполнением положений документа со стороны Армении, в смысле имеющихся очевидных фактов постоянного нарушения ею нашей государственной границы. На вопрос о том, какие реальные последствия для нашей страны может иметь подписание подобного документа СЕ, и не будет ли он в значительной степени носить декларативный характер, мы попросили ответить известных азербайджанских политологов.
Вафа Гулузаде, экс-госсоветник Азербайджана:
– Этот документ не несет в себе ничего важного. Не признает же Армения Нагорный Карабах азербайджанской территорией. Этим подписанием Армения поддерживает принцип своей территориальной целостности. Нам делать из этого праздник – просто смешно. Ведь от того, что Армения подписалась, не начнутся же переговоры о статусе Нагорного Карабаха на уровне его автономии. Что конкретно дало это признание со стороны Армении? Этот документ носит декларативный характер, и больше ничего. Армяне просто силятся выглядеть “хорошими” в глазах ничего не решающего СЕ. Ведь СЕ в отношении карабахского конфликта ничего решать не может и не будет, у него нет для этого никаких инструментов. У нас 20% земли оккупировано, 1 миллион людей на улице, а то, что происходит в Страсбурге – “мышиная возня”. Значит, 10 лет мы “боролись” и добились вот этого? Еще 10 лет “поборемся”, и еще чего-нибудь подобного добьемся – так что ли понимать все это дело? Надо оценивать все с серьезной точки зрения, с реальных позиций, а не пускать пыль в глаза собственному народу и не вешать ему лапшу на уши.
Тофик Зульфугаров, экс-глава МИД:
– Любой документ, подтверждающий территориальную целостность Азербайджана, несомненно является вкладом в укрепление нашей позиции по урегулированию конфликта. В этом плане я этот документ приветствую. Сейчас пока трудно комментировать сам документ, но в любом случае надо учитывать, что Армения имеет специальное постановление своего Верховного совета, которое запрещает ей присоединяться к какому-либо документу, где подтверждается территориальная целостность Азербайджана. Правда, там другая формулировка – не признается вхождение НК в состав Азербайджана. …СЕ не та организация, что может внести решающий вклад в урегулирование конфликта, – надо это принять. И подписание этого документа, конечно, не означает, что вопрос Нагорного Карабаха уже решен.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год