С.Мустафаева
Заявление министра экономического развития о том, что, согласно плану по выполнению бюджета, в 2002 году предусматривается поадресная выплата компенсаций льготников для оплаты транспортных и коммунальных услуг, вызвало немало поводов для разговоров. То есть отныне пенсионеры, ветераны, инвалиды и т.д., как и другие граждане, будут платить за проезд на любом виде транспорта (включая метро), а также за газ, свет и воду и т.д., как и другие граждане, только на это из госбюджета этим людям будут выплачивать компенсацию.
Так, в прошлом номере газеты мы уже сообщали о том, что в расходной части бюджета уже определена сумма компенсации льгот – порядка 150 млрд. манатов. И каждый гражданин, обладающий правом льготы, будет получать ежемесячно около 100 тыс. манатов. Следует упомянуть и то, что отныне в списки льготников не будут вноситься ветераны труда и Вооруженных сил. Что касается категории социальных пенсионеров, то о них пока ничего не сообщается.
Мы, в свою очередь, попытались выяснить, как на планируемые изменения в системе льгот смотрит вышеназванная категория населения. Из результатов небольшого опроса, проведенного на улицах Баку, стало известно, что большинство респондентов “категорически против” этих реформ. Отметим, что опрошено было 19 человек, и только один из них высказался за это изменение. Так, преподаватель вуза, ветеран труда, инвалид II группы, Элеонора Алиш-заде, на которую распространяется льготное право за транспортные услуги, считает, что изменение системы льгот повлечет за собой весьма плачевные результаты.
“Я не плачу за проезд из-за того, что являюсь ветераном труда. И это моя заслуга. Ведь люди “сидят” на льготах не от счастливой жизни. Была бы нормальная зарплата, тогда куда ни шло. А зарплата преподавателя – гроши. После отмены льгот половина моей зарплаты будет уходить на транспорт. Пусть тогда уменьшат плату за проезд и увеличат зарплату! Мало того, что отменили льготы преподавателям, они собираются и это отобрать”.
По мнению Зинаиды Ибрагимовой (инвалид II группы по зрению), которая также высказалась против изменений и отмены социальных льгот, наличие в стране подобного аспекта социальной политики говорит о степени цивилизованности государства. “Почему в России никогда не говорят о том, чтобы отменить или изменить систему льгот. Я знаю, что в России данная система очень хорошо работает, и льготники там пользуются огромными привилегиями. Несомненным является и тот факт, что наше правительство опять нас хочет обмануть.
Они говорят, что будут нам выплачивать ежемесячно по 10 тыс. манатов, а в итоге прибавят по 2 тыс. манатов”. Надежда Васильевна, ветеран войны, 72 года, пришла в шок от услышанного. “Жизнь очень тяжелая. Мой муж тоже был ветераном войны. Я получаю его пенсионные деньги – 9 тыс. манатов. Сама я ничего не получаю, потому что нигде не работала. Еле-еле свожу концы с концами. Вот уже несколько лет, с тех пор, как развалился Союз, я не ем мясо. Покупаю по 250 ман. черный хлеб, который в магазинах выбрасывают, шор и сахарный песок. Вот весь мой рацион. Собираю пустые бутылки, чтобы не просить милостыню. На этом и живу. Что делать, я не знаю (расплакавшись). Если же отменят льготы за коммунальные услуги, мне лучше помереть. У меня только один вопрос, разве за это мы отдавали свои жизни на войне?”
Только один из опрошенных респондентов высказался за изменение системы льгот. По мнению пожелавшего остаться неизвестным ветерана войны, правительство поступает мудро, принимая данное решение. “Скажите мне, до каких пор государство будет кормить лентяев, которые незаконным образом покупают книжки и живут за чужой счет? Я ветеран и инвалид Отечественной войны и получаю свои льготы заслуженно, почему же наравне со мной этими льготами обладают бездельники. Пусть пересмотрят систему льгот, распределят их по справедливости”.
Итак, население против изменений в системе льгот, и это неудивительно. В стране, на фоне общего социального благополучия, большое количество людей, находящихся за чертой бедности. Слишком много отчаявшихся и обездоленных, для которых то немногое, чем они обладают, является средством существования. И им невдомек, что такое экономия электричества, когда вся их жизнь состоит из одной большой экономии.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год