Инглаб АХМЕДОВ, экономист
Днем ранее, после самого длительного со времени “великой депрессии” перерыва, возобновила работу Нью-Йоркская фондовая биржа, закрывшаяся в день атаки террористов. Как и ожидалось, торги начались с общего падения акций многих ведущих компаний США, прежде всего авиакомпаний и страховых. Индекс Доу-Джонс – интегрированный показатель уровня деловой активности экономики – упал на 7,07%, хотя ожидалось и худшее.
Правительство США сделало все возможное, чтобы инвесторы, поддавшиеся панике, не усугубили и без того сложное положение. И, кажется, это ему удается. Причем если решение федеральной резервной системы снизить процентную ставку на 0,5 процентного пункта, которое, безусловно, содействовало сглаживанию ситуации, можно считать стандартным, то намерения американских акционеров выкупить акции своих предприятий, чтобы не дать возможности спекулянтам отыграться на несчастье страны, – весьма впечатляющее проявление патриотизма.
Однако означает ли это, что последствия будут не столь ощутимыми и самое страшное уже позади? Очевидно, говорить об этом еще рано. Тем более неясно, чем кончится наказание террористов.
Прежде всего очевидно, что трагедия больше всего будет иметь последствия для самой Америки. И дело даже не в том, что Всемирный торговый центр в Нью-йорке, стертый с лица земли, оценивается в несколько десятков миллиардов долларов. Гораздо важнее то, что деловая активность в целом в США в ближайшей перспективе явно пойдет на спад, а финансово-инвестиционные капилляры страны еще некоторое время будут ощущать дисгармонию. Благополучие американской экономики кроме всего прочего, держалось на том, что американцы много покупали и ездили. Теперь появились “тромбы”.
По данным аналитиков Tomson Financial/First.Call, прибыль американских компаний по итогам четвертого квартала из-за последствий атаки террористов на США может сократиться на 15%, и это в три раза хуже ожидавшегося до недавнего времени уровня. Давая такой прогноз, аналитики исходят из того, что сокращение потребительского спроса, вызванное трагическими событиями, может столкнуть ослабевшую экономику страны в рецессию. До недавнего времени эксперты ожидали сокращения прибылей в предстоящем квартале на 2,7 – 5%, теперь же речь может идти о 10 – 15%. Наиболее сильно могут пострадать авиакомпании, отели, розничные торговые сети – граждане будут избегать поездок и экономить деньги.
Ответные военные действия США могут привести к повышению цен на нефть, и от этого пострадают транспортные компании, производители базовых товаров, таких, как химикаты, бумага и т.д. Общая сумма компенсаций за ущерб, причиненный терактами 11 сентября в США, по предварительным оценкам Би-Би-Си, достигнет 25 млрд. долларов. Эта цифра побьет рекорд в 15 млрд., установленный в 1992 году ураганом “Эндрю” в южных штатах США.
Страховой рынок будет подвергнут тяжелейшей нагрузке. “Будет массивный дефицит в среде перестрахования (reinsurance), а существующие возможности серьезно подорожают”, – цитирует Би-Би-Си Николаса Джонсона, эксперта по вопросам страхования в инвестиционном банке Numis. Правда, крупнейшие “перестраховщики” – швейцарская фирма Swiss Re, германская Munich Re и британская Lloyd’s – дали понять, что справятся с нагрузкой. При этом Swiss Re оценивает свои собственные потери в 730 млн. долларов, Munich Re – в 903 млн., Lloyd’s – в 300 млн.
Чисто психологически американский бизнес и государственная гегемония в мире столкнутся с некоторым дискомфортом. Американцам все больше нужно приспосабливаться к новым условиям биполярного мира. Однако все это будет иметь краткосрочный характер. Парадокс рыночной экономики в том, что, как это ни кощунственно звучит, произошедшее станет дополнительным стимулом для резкого расширения спроса в обществе и пошатнувшаяся совсем недавно экономика Нового Света обретет от этого шока новое дыхание.
А каковы последствия для остального мира? Индустриально развитый мир перестал быть самостоятельным. Глобализация сделала его взаимозависимым и взаимодополняемым. Тем более, когда речь идет об экономике такой страны, как США. Мировой инвестиционный рынок окончательно стал всепроникающим, и фондовые индексы американской экономики неминуемо сказываются на европейских и азиатских рынках.
Все это подтверждает возможность колебания курса доллара по отношению к другим валютам мира и фондовых индексов, и, как следствие, – вероятность изменения поведения инвесторов всего мира. Параллельно возможны рост цен на нефть и золото, что естественно в период, когда позиции доллара пошатнулись и возможны нефтяные кризисы.
А для Азербайджана? На самом деле степень влияния крупных мировых процессов на экономику малых, развивающихся стран, таких, как Азербайджан, обратно пропорциональна уровню их интеграции в мировую экономику. Наша экономика – лишь пассивный потребитель всей без исключения мировой инфраструктуры. Отсюда и оценка последствия происходящего для нашей экономики. Мы, конечно, будем свидетелями скачков курса доллара, цен на нефть и пр. Но не более того. Самое главное – в этих условиях придерживаться принципа “Не дергаться!”. И ждать, когда все вернется на круги своя. А это время обязательно придет.
В краткосрочной перспективе мы можем что-то потерять или выиграть. В конечном же счете все компенсируется. Так, например, в день теракта оппозиционные экономисты обвинили правительство в том, что, не отдав предпочтения евро и продержав резервы НБА в долларах, мы потеряли за несколько часов 6 млн. долларов. Но на следующий день, когда было зафиксировано резкое повышение цен на нефть на мировом рынке, напротив, заметили экономические “позитивы” теракта.
Думается, подобные оценки близоруки и неадекватно отражают суть происходящего. В экономике долгосрочной эффект важнее, чем конъюнктурная краткосрочная выгода или потеря. Что же касается выгоды Азербайджана как экспортера нефти от возможного роста цен на энергоносители, то это тоже относительно. Дело в том, что те же страны ОПЕК уже не заинтересованы в безудержном росте цен, поскольку это им выходит боком. Они предпочитают, чтобы цены держались в “коридоре” 22 – 28 долларов США за баррель. А это и так сегодня имеет место.
И, наконец, надо отдавать себе отчет, что экономика США и ее символ – доллар – стали непотопляемыми. Америка, пожалуй, единственная страна в мире, которая держится на том, что у нее имеется вторая (альтернативная) экономика за ее пределами, способная сравниться с самими США. Это – американские компании в других странах мира. Именно она позволяет манипулировать в нужный момент объемом прибыли, налогами в американскую казну и, наконец, курсом доллара и не дать “погаснуть” экономике первой.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год