Ч.Мамедов
Как и ожидалось, госконцерн “Азербалыг” прекратил свое существование. Указ президента страны Гейдара Алиева о ликвидации этого ведомства вступил в силу со вчерашнего дня. Из указа следует, что все полномочия госконцерна переданы Министерству экологии и природных ресурсов, а Кабинету министров предписано разработать в связи с этим все необходимые нормативные акты.
Естественно, своего поста лишился и президент госконцерна Салим Бабаев. Правда, за мужем депутата Милли меджлиса Зейнаб Ханларовой сохранилась фабрика по производству мороженого “Айсберг”, которой он также руководил. Фактически, часть важнейших функций “Азербалыг” (природоохранные) с недавних пор уже были переданы Министерству экологии.
Это ведомство уже вело борьбу с браконьерством на Каспии, регулярно проводя рейды и контролируя ситуацию. Оно же, совместно с международными экологическими организациями (CITES и UNEP), било тревогу по поводу истощения в море запасов осетровых, в то время как руководство “Азербалыг” ограничивалось обещаниями принять все необходимые меры по соблюдению установленной квоты вылова осетровых рыб и производства икры.
Горделивые высказывания руководителя “Азербалыг” Салима Бабаева о том, что за время его руководства количество осетровых мальков, ежегодно выпускаемых в море, возросло до 20 млн. штук, носили явно декларативный характер. А сам руководитель был категорически против приватизации промышленных объектов “Азербалыг”, заявляя, что тем самым можно загубить всю рыбную отрасль страны.
Думается, что упразднение госконцерна на тот момент, когда свыше 36 его предприятий дожидаются приватизации, уже не будет иметь того эффекта, какой мог быть раньше. Тем более, что уже давно муссируются слухи о желании некоторых азербайджанских “толстосумов” и высокопоставленных чиновников приобрести “рыбную империю” страны, что называется, на корню. Кроме того, действующее в стране с недавних пор предприятие Caspian Fish, уже составляло реальную конкуренцию “Азербалыг”.
Так что в нынешних условиях передача всех полномочий “Азербалыг” Минэкологии и природных ресурсов особых корректив в это дело уже не внесет. Впрочем, и в то, что авторитетные экологические организации и общественность страны, еще долго не смогут быть даже относительно спокойны за восстановление азербайджанской стороной популяции осетровых в Каспийском море. Хотя все вопросы, связанные с этим, находятся в поле их пристального внимания.
К слову, именно с помощью этих организаций германская компания “Ферросталь” и азербайджанское АО “Азэнержигурашдырматикинти”, скоро приступят к строительству нового рыборазводного завода в Нефтчале, ежегодной мощностью до 15 млн. мальков осетра.
А Минэкологии и природных ресурсов получило в наследство и все проблемы “Азербалыг”. Ныне ведомство ответственно перед международными организациями и общественностью страны не только за борьбу с браконьерством и незаконным производством черной икры, но и за соблюдение, установленных для Азербайджана, квот на вылов исчезающих пород рыбы.
А поскольку азербайджанским правоохранительным органам и по сей день, кажется, наплевать на биоресурсы Каспия, – задача эта не из простых. Впрочем, время все расставит по своим местам. Хорошо, если пораньше.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год