Р.ОРУДЖЕВ
В Баку принято проводить различные партийные мероприятия для прессы по любому, часто совсем даже не интересному поводу. Но вчера был один из редких случаев. Промусаватский Демконгресс организовал в пресс-клубе “круглый стол”, который наверняка может считаться одним из лучших в этом году мероприятий по своей общественной значимости.
Речь шла о Габалинской радиолокационной станции. Кроме известных партийных лидеров на мероприятие пришли люди, специально занимающиеся вопросами воздействия этой уникальной в масштабе планеты станции на состояние окружающей среды. РЛС расположена в самом центре нашего государства, и вред, наносимый ею всему живому окрест, просто невообразим.
Партийцы высказали массу мнений по поводу того, как следует Азербайджану распорядиться станцией, – отдать ли ее в аренду России, договориться ли о ее совместной эксплуатации и т.д. Тем более разговор с Путиным на эту тему предстоит Г.Алиеву уже через 2 месяца во время визита президента Азербайджана в Москву.
Особый интерес на вчерашнем мероприятии вызвали выступления директора центра экологических исследований Эльданиза Юсифова и экс-председателя Госкомэкологии Арифа Мансурова.
Выяснилось, что на сегодняшний день из 23 пациентов онкологического отделения главного военного госпиталя в Баку, 19 человек – жители Габалинского района. Такая же ситуация в Республиканской клинике. Около 500 тыс. человек находится ежедневно в зоне опаснейшего воздействия РЛС, ему подвергаются жители всех районов граничащих с Габалинским. Не исключено, что через несколько лет последствия невидимого облучения скажутся где-нибудь в Масаллинском районе.
За время возведения станции в 1984 г. в районе в 7 – 8 раз возросло количество онкологических, эндокринных, кровяных заболеваний, случаев рождения мертвых младенцев, детей с аномальными, мутирующими отклонениями. По международным нормам не рекомендуется нахождение людей на расстоянии ближе 50 км от объектов с силой излучения в 2 Мвт, в то время как сегодня рабочая мощность Габалинской РЛС – 50 Мвт, а самое дальнее село района расположено в 52 км от станции, все остальные – ближе.
Осадки над регионом приводят к долговременным заражениям местной почвы и, как следствие, грунтовых вод, откуда посредством артезианских источников люди черпают “питьевую” воду. Близлежащие леса уже много лет стоят без листвы, она сохнет и опадает всякий раз, едва успевая появиться весной. Полностью вымерли в Габалинской зоне насаждения каштановых деревьев.
Ариф Мансуров напомнил присутствующим, что еще в 1992 г. спецкомиссия Милли меджлиса под его руководством в течение целых 5 месяцев проводила исследования вредного воздействия станции. “На расстоянии 20-22 м от здания РЛС у нас в руках самопроизвольно загорались неоновые лампы, – рассказывает ученый. – Здесь очень сильны неподдающиеся измерению гамма- и бета-излучения”.
Что интересно, еще до выступления специалистов слово брал экс-премьер Панах Гусейнов, который рассказал присутствующим, что в 1992 г. возглавляя правительственную делегацию, он ездил в Москву, где и подписал так называемые “правила дальнейшего использования Россией Габалинской РЛС”. Именно из-за этой подписи до сегодняшнего дня станция продолжает свою разрушительную работу.
Уже после мероприятия мы спросили П.Гусейнова, что заставило его поставить подпись под этим страшным документом. На что ныне председатель Народной партии ответил, что перед отъездом в Москву он не успел ознакомиться с результатами исследования парламентской комиссии, да и Милли меджлис не выносил по этому поводу никакого постановления. На что же рассчитывал П.Гусейнов?
С сожалением он теперь признает, что тогда руководство страны во главе с Эльчибеем полагало, что сможет добиться от России определенных уступок в развитии военной ситуации в Нагорном Карабахе. Теперь он разводит руками и говорит, что просто не представлял себе тогда масштабов творящейся катастрофы.
Как рассказывает А.Мансуров, еще до подписания документа с Россией в Москве, но уже после получения результатов исследований, по личному указанию Б.Ельцина в Баку прибыл для заключения соглашения командующий ПВО РФ.
Эльчибею не захотелось говорить с ним, и он позвонил А.Мансурову с просьбой принять военного чиновника и разобраться. Мансуров ответил отказом. Через некоторое время ему позвонил тогдашний спикер парламента Иса Гамбар, и тут он согласился на встречу. После подробных консультаций об РЛС с российским генералом А.Мансуров ответил ему, что ни за что не подпишется под документом, поскольку как тому дорога Россия, так и ему – Азербайджан.
Под отказом о возможности продолжения работы РЛС свою подпись поставил он и еще свыше 40 участников исследования, но уроком для демократических правителей это почему-то не послужило. “После этого, – рассказывает бывший глава Госкомэкологии, – уже за моей спиной, России позволили и дальше пользоваться РЛС”.
А.Мансуров говорит, что уничтожить это уникальное стратегическое сооружение с воздуха – невозможно. Ведь за одну секунду “мозг” станции совершает около 12 млн. операций. Если где-нибудь в Индии, Иране, арабских странах или Индийском океане взлетает какая-нибудь ракета или, к примеру, пассажирский самолет, об этом уже через 2 секунды посредством РЛС узнают в Москве.
Как говорит ученый, тогда же, в 1992 г., они сняли документальный фильм об ужасах, которые таит в себе РЛС для генофонда, последующих поколений азербайджанской нации. Причем об этом всегда знали российские военные ученые, говорит Мансуров, и это также снято с помощью скрытой камеры. Копия фильма есть на гостелеканале АзТВ-1, но о ней почему-то предпочитают не вспоминать.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год