Г.АТАХАНОВ
Недостатка в шахматных талантах Азербайджан никогда не испытывал. Тем удивительнее, что за редким исключением особых достижений, на международной арене наши спортсмены в последнее время не показывают.
Помочь разобраться в сложившейся ситуации мы попросили главного тренера сборной страны по шахматам Фикрета Сидеифзаде.
– Многих родителей, чей ребонок изъявляет желание заниматься шахматами, отпугивает абонетная плата. К сожалению, она наносит весьма существенный урон семейному бюджету: от 20 до 30 тысяч манатов ежемесячно. Кроме того, за время моего руководства национальной сборной я обратил внимание вот на какой факт. Дети наши, я имею в виду молодых шахматистов в возрасте от 10 до 16 лет, не раз становились призерами различных международных турниров. Однако впоследствии постепенно отходили от шахмат, так и не переходя во взрослую категорию.
Эта наша самая главная болезнь. Почему такое происходит? Да потому, что Шахматной федерации Азербайджана фактически не существует. У нас нет ни офиса, ни расчетного счета. Отсутствие финансов не позволяет выплачивать зарплату тренерам и поддерживать спортсменов. Все это в конечном итоге приводит к тому, что многие юные шахматисты, достигнув взрослого возраста, уходят из спорта. В Азербайджане сегодня серьезно занимаются шахматами не более трехсот человек.
– Многие руководители федераций и главные тренеры сейчас жалуются на нехватку средств…
– Нам средств хватило бы, если бы колоссальные деньги, ежегодно выделяемые на развитие шахмат, не выбрасывались на ветер. Проблема в том, что шахматных секций, школ, клубов по всей стране очень много, а тренеров куда больше, чем необходимо. Огромные суммы уходят на зарплату наставникам, но назвать их таковыми можно с огромной натяжкой. Особенно в районах. Там детей тренируют люди, которые к этому спорту не имеют никакого отношения.
Схема проста. К примеру, житель некоего района потерял работу. Как же заработать денег? Неожиданно этот самый житель вспоминает, что когда-то в детстве увлекался шахматами. Ухитрившись, он устраивается на работу в местный шахматный клуб и начинает обучать ребятишек шахматным азам. Думается, нет смыла говорить, что из этого выйдет. К сожалению, данный пример носит массовый характер. Мы постоянно твердим о том, что курировать шахматные клубы, секции, общества должна федерация. Однако изменений пока никаких.
– Кто же контролирует шахматы?
– Все кому не лень. Местные органы исполнительной власти, районные отделы образования и так далее.
– Да, приятного мало. Но, может, вы нас чем-нибудь порадуете? Как обстоят дела с национальным чемпионатом?
– Он стартует 22 марта в Баку. Участвовать будут юноши и девушки в возрасте от 14 до 16 лет. Каждая возрастная группа состоит из 12 человек, а сам турнир пройдет в два круга. Победитель соревнований получит право представлять Азербайджан на предстоящем чемпионате мира, а обладатель серебряных медалей – на чемпионате Европы. В июне же силами померятся совсем юные шахматисты, не старше 12 лет.
Что касается более взрослых шахматистов, то их сегодня не так много, как хотелось бы. Достойно представлять страну могут Азер Мирзоев, Магомед Зульфюгарлы, Руфат Багиров, Джавад Магеррамзаде и Джамиля Агамалия. Однако в международную шахматную элиту эти ребята пробьются не скоро. Реальный шанс войти в элиту имеет только шахматист Теймур Раджабов, который в свои 14 лет уже выиграл чемпионат мира среди восемнадцатилетних.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год