Р.ХАЛЕДДИН
Продолжая тему тайного исчезновения ценных экспонатов из Музея истории, которую мы недавно затронули, хотим обратить внимание читателя на дополнительные и весьма небезынтересные нюансы этого дела. Но перед этим коротко напомним, что 25 июля этого года во время инвентаризации работники музея выявили крупную пропажу.
Согласно акту проверки, пропало 50 ковров (редкие образцы искусства), 23 хурджуна и 6 кинжалов ручной работы. Кроме самих экспонатов исчезли и паспорта, прилагающиеся к ним.
Примечательно, что следов взлома замка на дверях помещения, где хранились перечисленные экспонаты, обнаружено не было. Между тем, как сообщила “Эхо” ученый секретарь музея Валида Исламова (временно исполняющая обязанности директора), это не окончательный список пропавших экспонатов, потому что инвентаризация которая проводится сразу в двух фондах – этнографии и новой истории, еще не завершена.
По словам В.Исламовой, возможно, инвентаризация продлится до конца октября. А пока в музее идет инвентаризация, директор музея и другие работники находятся в отпуске. Интересно, насколько спокойно спится директору по ночам? Любопытно, что руководство музея не спешило сообщить о случившемся в полицию, что само по себе уже наводит на подозрение.
Однако в полиции, хотя и с запозданием, все же узнали о факте исчезновения ценных музейных экспонатов. В настоящее время расследование по факту пропажи проводится Следственным управлением МВД, куда материалы дела поступили только в конце августа.
И уже в начале сентября по данному факту было возбуждено уголовное дело. Известно также, что расследование пока не дало никаких результатов, кроме одного. Как заявили в МВД, на самом деле пропало не 50 ковров, а гораздо больше.
Не менее интересным является и другой факт. В Национальном бюро Интерпола (НБИ) Азербайджана узнали о пропаже экспонатов в последнюю очередь из… нашей газетной публикации. Данное обстоятельство, надо сказать, весьма огорчило сотрудников бюро, где заявили, что вначале руководство музея должно было проинформировать Интерпол, а уж затем другие правоохранительные органы. Ведь наверняка исчезнувшие экспонаты найдут покупателя за пределами Азербайджана.
Что касается непосредственно исчезновения экспонатов, то возникает вопрос: “каким образом из круглосуточно охраняемого музея пропали ценные экспонаты?” Кстати, такое в Азербайджане происходит не впервые.
Известно, что еще в 1993 году из Музея искусств были похищены ценные картины работы таких мастеров, как Рембрант, Дюраль, Карачи и других. Хотя большая часть похищенных шедевров искусства давно возвращена музею, следствие по факту все еще продолжается.
Музей истории находится в ведении Национальной академии наук, и прокомментировать сложившуюся ситуацию с охраной ценных экспонатов согласился начальник Главного управления культурно-просветительской работы Министерства культуры Адыльхан Байрамов.
В числе прочего он заявил, что в Музее истории, как и в других музеях, подведомственных Министерству культуры, обычно устанавливается сигнализация. Кроме этого есть живая охрана.
“Мы понимаем, что этого не достаточно. Нам нужны современные технологии, вроде лазерной сигнализации и видеокопов. Однако эта аппаратура стоит больших денег, которыми Министерство культуры сегодня не располагает”, – заявил А.Байрамов.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год