Р.НАСИРОВ
Подписанное на днях соглашение о начале строительных работ на месторождениях “Азери-Чираг-Гюнешли” имеет большое значение, хотя бы тем, что дает импульс второй волне инвестиций в нефтедобывающий сектор Азербайджана.
Напомним, что за последние несколько лет в страну уже инвестировано порядка 3,2 млрд. долларов и с каждым последующим годом объем инвестиций будет возрастать на 2,5 млрд. долларов.
По мнению представителей компаний, вкладывающих деньги в нефтяную промышленность страны, это – солидные капиталовложения для экономики любой, даже промышленно развитой страны. Не говоря уже о развивающемся Азербайджане.
Однако, как оказалось (согласно данным срочных статистических показателей по странам СНГ за январь – март 2001 года), объем общих инвестиций в основной капитал в Азербайджане по сравнению с аналогичной статистикой прошлого года увеличился всего на 0,8% Это значительно меньше, чем в Грузии (60,8%), Казахстане (25,6%), и оценочных данных по России (6,7%). Даже в Армении инвестиции в основной капитал возросли на 3,8%.
Отсюда вывод: либо у нас весь потенциал по привлечению инвестиций не используется в полной мере, либо некоторые страны СНГ представляются инвесторам более привлекательными для вложения свободных средств, чем Азербайджан.
Вообще, вкладывая деньги в любую страну, инвесторы в первую очередь обращают внимание на фундаментальные экономические факторы: стабильность развития экономики, транспортная инфраструктура страны и региона в целом, наличие ближайших рынков сбыта продукции, выполнение правительством бюджетных обязательств, стоимость рабочей силы на местном рынке труда и пр.
Все это называется в экономике “побудительными стимулами инвестирования”. Порой даже такие, вроде бы далекие от экономики факторы, как, например, затяжные ожидания визы, негативное отношение к иностранцам, сложности с передвижением по стране, могут оказаться более весомыми, чем все другие привлекательные обстоятельства.
В Азербайджане, как впрочем в большинстве государств СНГ, проблем с неудовлетворительным отношением к иностранцам или визовой волокитой нет. Наличие дешевой рабочей силы, выгодное транспортное расположение страны (проект Шелковый путь) безусловно, положительно сказываются на внешнем инвестиционном облике экономики.
Тем более, что Азербайджан наряду с Россией, Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном входит в пятерку стран СНГ, которые могут полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и энергии за счет собственного производственного потенциала и даже экспортировать часть энергоносителей. Остальные государства СНГ импортируют от 80 до 100% потребляемого топлива.
Но ведь почему-то инвестиции в основной капитал в Азербайджане сократились.
Думается причин для этого несколько. Во-первых, еще не до конца использована одна из составляющих инвестиционного потенциала – приватизация.
Привлекательные для инвесторов крупные промышленные предприятия страны еще ждут своего разгосударствления. Приобретенные иностранцами на основе тендеров крупные предприятия можно счесть по пальцам. Среди них “Гарадаг цемент”, “Бакы Кастел”, “Бакы Стеел”, “Европиан Тобакко” и т.д. Все они успешно функционируют. Но ведь имеется еще множество подобных объектов и каждый из них мог бы принести миллионные инвестиции.
Среди стран СНГ показателен лишь пример Кыргызстана, умудрившегося привлечь колоссальные инвестиции благодаря удачно проведенной приватизации.
Если в Азербайджане редкие зарубежные инвесторы принявшие участие в “первой волне” разгосударствления, из-за чиновничьего произвола подумывают о том, стоит ли вкладывать дополнительные инвестиции в производство (примером может служить “Гарадаг цемент”), то Кыргызстан благодаря успешно привлеченным внешним средствам в приватизацию выбивается на одно из ведущих мест среди бывших советских республик по размерам иностранной помощи на душу населения.
Вторая причина снижения уровня инвестиций в том, что приоритетными отраслями, в которые направляются внешние финансовые средства, остаются сырьевые. Правда, справедливости ради надо сказать, что аналогичная картина наблюдается практически во всех странах постсоветского пространства.
Но наряду с этим, например, в Казахстане с развитием базовых отраслей – топливной и энергетической, весьма успешно поднимается и металлургическая промышленность. Приблизительно 70% зарубежных инвестиций там приходится именно на эти отрасли.
В других странах вторым важнейшим источником внешних инвестиций оказалась продажа предприятий зарубежным инвесторам во время индивидуальной (точечной) приватизации.
В результате в Туркменистане и Узбекистане углеводородные отрасли экономики развиваются параллельно с агрокомплексом, в котором приоритетным является традиционное хлопководство. Беларусь и Молдова уже давно остановили выбор на интенсивном подъеме именно сельскохозяйственных угодий.
Страны Балтии стремятся направить развитие экономики в русло высоких технологий. И даже Грузия, не обладающая углеводородными запасами и связывающая большие надежды с транспортировкой через ее территорию азербайджанских углеводородов и узбекского и туркменского хлопка, как-то пытается реабилитировать горнодобывающую промышленность (добыча марганца, меди и т.д.) и увеличить производство чая.
Мы всем этим похвастаться не можем. В результате – рост объемов инвестиций в основной капитал страны падает. И это отражается на макроэкономических показателях.
По сообщению агентства “Тренд” со ссылкой на данные Госкомстата России, Азербайджан по итогам 1-го полугодия 2001 года занял лишь 7-е место среди стран СНГ по темпам промышленного роста (5,1%).
В Украине промышленное производство за 6 месяцев возросло на 18,5 % , в Казахстане – на 13,6 %, в Таджикистане – на 13%, в Молдове – на 12,1%, в Кыргызстане – на 6% , а в России – на 5,5%. За Азербайджаном же следуют Беларусь – 4,1% и Армения – 2,7%. В Грузии зафиксировано снижение объема промышленного производства на 3,1%.
Что касается внешнеторговых показателей, то хоть у Азербайджана и наблюдается положительное сальдо торгового баланса, но львиную часть составляет экспорт нефтепродуктов. При этом со странами СНГ у Азербайджана сальдо отрицательное.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год