Ч.МАМЕДОВ
Последние заявления руководства Министерства экономического развития о подготовке программы возрождения в стране шелководства дали новоявленным азербайджанским фермерам не только пищу для размышлений, но и надежду.
В этой связи, думается, что и сама идея Великого шелкового пути, традиционно ассоциирующаяся у многих с китайским шелком, не могла не напоминать им и о некогда былой славе шелка азербайджанского.
А вспомнить есть о чем. История шелководства в Азербайджане уходит своими корнями в далекое прошлое без малого на 13 столетий, о его традициях говорят примеры развития отрасли в Гяндже, Шеки, Загатале, Барде, Ордубаде и других районах, а слава еще в древние времена шагнула далеко за пределы Азербайджана.
Как бы сегодня ни поносили советскую экономику, но справедливости ради следует все же признать, что она дала очень даже неплохие шансы для развития шелководства в Азербайджане.
С 1920 по 1991 год производство коконов шелкопряда возросло с 260 до 6000 тонн. И в 70 – 80 годы Азербайджан вышел по объему производства в этой отрасли на второе место, прочно заняв первое по качеству шелка.
О том, что стало с приоритетными отраслями аграрного сектора Азербайджана, общеизвестно.
В шелководстве первым долгом до критического уровня (в среднем до 120 тонн коконов в год) снизилось производство сырья. Для сравнения: есть данные по ежегодному объему производства коконов шелкопряда, достигнутому в Азербайджане еще в начале века (!) – свыше 3000 тонн. Словом, скатились – дальше некуда.
Это при том, что спрос на шелк как внутри страны, так и на внешнем рынке очень высок – продукция имеет стратегическое значение и служит гарантированным источником валютных поступлений.
Примечательно, что сама специфика отрасли во многих аспектах всегда была близка к рыночной. Выращиванием тутового шелкопряда в Азербайджане испокон веков традиционно занимались на селе или отдельные хозяйственники, или целые семьи.
Казалось бы, что и с реформами не надо “изобретать” в этой отрасли велосипед. Но, как водится, стали. Имея такой гигант (в масштабах республики), как нынешнее АО “Шеки-ипяк”, на долю которого приходится около 80% производственной мощности всей отрасли страны (до 40 млн. кв. метров шелка в год), подобно грибам после дождя стали расти многочисленные малые предприятия, амбициозно претендующие на то, чтобы специализироваться в сфере шелководства.
В итоге упомянутое шекинское производство оказалось загруженным всего на 2-3% своих возможностей.
Особая заслуга в этом и непосредственно самих руководителей шекинского комбината, которые систематически нарушали условия договоров с крестьянами на выращивание и поставки предприятию коконов шелкопряда. Не мудрено, что в целом ряде районов – Бардинском, Агдашском, Гейчайском, Евлахском и др. сельчане в конечном счете отказались от этого довольно хлопотного дела.
Между тем выход отрасли на достигнутые в недавнем прошлом показатели позволил бы только на производствах Шеки и Ордубада восстановить до 12 тыс. рабочих мест, это без учета вовлеченных в ее сферу в целом.
Как сообщили “Эхо” в пресс-службе Министерства экономического развития, программа возрождения шелководства (и не только) в республике, разработанная ведомством совместно со специалистами Министерства сельского хозяйства, уже направлена на рассмотрение Кабинета министров.
И пока в нее не внесены возможные коррективы и поправки, можно говорить лишь в общем о предусмотренных в ней льготах и кредитах для крестьянства, об определении приоритетных регионов развития шелководства и т.д.
Выяснилось также, что несмотря на предпринимаемые в последнее время правительством шаги по оздоровлению производства на “Шеки-ипяк” (уже сообщалось, что предприятию было выделено на эти цели 10 млрд. ман.), в Минэкономразвития активно ищут для него солидного инвестора.
Так или иначе, но шелководство, вкупе с остальными приоритетными направлениями аграрного сектора (хлопок, табак, виноград), катастрофически нуждается в целевых инвестициях.
Ситуация здесь такова, что даже если инвестор не пожелает рисковать, то в этой роли должно выступить правительство. Благо, отдачи ждать придется недолго: отрасли быстроокупаемые. Возможно, что именно в этом случае правительство займет наконец-то протекционистскую позицию в отношении местных аграриев-производителей. Пора бы…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год