И.РЗАЕВ
В одной из своих предновогодних передач радио “Голос Америки” акцентировало внимание на месте России в ХХI веке. По мнению старшего научного сотрудника Гудзоновского института Дэвида Саттера, которое звучит резким диссонансом на фоне заметного потепления отношений между США и Россией, сейчас Россия представляет для США большую угрозу, чем когда бы то ни было в истории.
По словам Саттера, “господство тотального беззакония в России неминуемо приведет к дальнейшей дезинтеграции страны. И по мере того, как государство будет слабеть, а нестабильность в обществе – расти, внутренние процессы начнут представлять все большую опасность для внешнего мира”.
В частности, Дэвид Саттер считает, что процессы внутреннего разложения могут побудить Россию к внешней агрессии. По его словам, эта модель уже была опробована в двух чеченских войнах.
“В обоих случаях война была начата для консолидации позиций правящей группы, и в обоих случаях цель была достигнута”, говорит он. Сейчас же потенциальными объектами российской агрессии, по мнению Дэвида Саттера, являются Грузия и Азербайджан. Грузия может послужить для России плацдармом для подавления Чечни и господства на Кавказе в целом, а Азербайджан – источником доходов от перекачки среднеазиатских энергоресурсов на Запад и орудием давления на мировых рынках нефти и природного газа, заявляет американский эксперт.
“Страшилкой” назвал заявление Д.Саттера политолог Расим Мусабеков. Как полагает бакинский эксперт, мнение старшего научного сотрудника Гудзоновского института неквалифицированно и крайне противоречиво. Так, Саттер прогнозирует ослабление и рост нестабильности в России.
Затем следует исключающее утверждение о том, что Россия совершит агрессию в Азербайджан и Грузию. “Как правило, ослабленная страна больше озабочена внутриполитическими проблемами”, – подчеркнул Мусабеков. Кроме того, возможная агрессия России неминуемо вызовет протест США, Турции и ряда других стран, отнюдь не уступающим Москве по показателям ядерного потенциала.
Р.Мусабеков не согласен также и с тем, что в России продолжается процесс дезинтеграции. “Подобная характеристика относится, скорее, к периоду президентства Ельцина”, – полагает эксперт.
Сегодня во внешней политике России доминирует прагматизм, примером чему выступает спокойное отношение России к присутствию США в Центральной Азии, участие в антитеррористической операции в Афганистане и т.д.
Из архивов газеты ЭХО, 2002