Что произошло на борту “Курска”?

Драма “Курска” началась в Экернфьорде, рыбацкой деревушке на побережье Балтийского моря в Шлезвиг-Гольштейне. Во время Второй мировой войны там находился центр, где испытывались немецкие торпеды.

Начиная с 1940 года здесь проходили испытания торпеды Вальтера. Он изобрел новый вид двигателя, в котором использовалась перекись водорода, представляющая собой нестабильное соединение, выделяющее огромное количество кислорода. По этому показателю данное химическое соединение идеально подходило для подводных лодок, которые лишены естественного притока кислорода.

Когда закончилась война, весь мир бросился копировать немецкое чудо-оружие. Основательнее всех к делу подошла Красная Армия. Она переправила отвечавшего за торпедные двигатели начальника отдела испытательного центра в Экернфьорде инженера Курта Лавичка вместе с его сотрудниками на семь лет в Ленинград.

Правда, Советы при этом не подумали о коварстве перекиси водорода. Эта дьявольская смесь склонна к “спонтанному разложению”. Контейнеры с перекисью не могут находиться в герметично закрытом состоянии.

Для них необходим вентиляционный вентиль, поскольку неустойчивая смесь постоянно источает некоторое количество кислорода. Если затем выходящая жидкость приходит в соприкосновение с горючим, она “образует в определенных условиях взрывчатое вещество, которое может взрываться при случайном каталитическом воздействии”.

Таким образом, теперь становится ясным, что же произошло на борту “Курска”. Через вентиляционный вентиль, который стравливал образовавшийся кислород, просочилась перекись водорода. Она пришла в соприкосновение с горючим и взорвалась. Это был первый взрыв, который был зарегистрирован сейсмографами в Осло. Затем загорелось все топливо торпеды.

Процесс горения продолжался две минуты и пятнадцать секунд, пока в пламя в носовой части субмарины не попала и не взорвалась боеголовка находившейся там запасной торпеды. В результате в таких случаях взрываются и остальные боеголовки, о чем знает любой артиллерист.

Разумеется, такой монстр водоизмещением 18000 тонн, как “Курск”, разрушить нелегко. Однако после взрыва нескольких боеголовок спасти его уже было невозможно, поскольку так уж рассчитано, что одной торпеды достаточно для одного корабля.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год