М.БАГИРОВ
Визит в Азербайджан спецпредставителя президента России по проблемам Каспия Виктора Калюжного увенчался вчера встречей с президентом Азербайджана.
В ходе нее, как передает “Туран”, Гейдар Алиев заявил, что проблему правового статуса Каспия надо решать поэтапно – вначале разделить дно, а затем договориться о воде. По словам Алиева, он обсуждал данный вопрос с президентом Путиным и многое будет зависеть от позиции России.
Однако российский дипломат дал понять, что проблема определения статуса Каспия затягивается из-за неурегулированности отношений Азербайджана со своими южным и восточным соседями – Ираном и Туркменистаном. Калюжный считает, что многое будет зависеть от визита Гейдара Алиева в Иран и что Баку следует договориться с Тегераном на основе “компромиссов”.
Он предложил, чтобы рабочие группы двух стран поработали над этими вопросами. Однако, по мнению президента Азербайджана, проблема статуса Каспия должна решаться не между двумя государствами, а на уровне всех прикаспийских государств.
Что касается Туркменистана, то Калюжный назвал позицию ее руководителя “неконструктивной” и “негативной”. По его словам, Сапармурат Ниязов берет на себя функции рабочей группы и сам звонит главам других государств.
Так, в разговоре с президентом Путиным, туркменский лидер заявил, что если и не сможет решить проблему спорных месторождений, то добьется прекращения работ на месторождениях “Азери-Чираг-Гюнешли”. “Однако Россия не поддерживает подобный подход”,- сказал В.Калюжный.
Между тем, как выясняется, идею поэтапного решения вопроса правового статуса Каспия поддерживает и Ашгабат. Как заявил в интервью “Эхо” советник информационной службы МИД Туркменистана Сердар Дурдыев, позиция Ашгабата состоит в том, чтобы переговоры о статусе моря шли на пятисторонней основе на уровне глав государств. “Только после определения статуса моря, – считает дипломат, – можно будет заняться другими вопросами – режимом судоходства, охраны окружающей среды и т.д.
Но главный вопрос – это вопрос статуса Каспия, или другими словами, его делимитации”. Именно президенты, считает сотрудник туркменского МИД, могут и должны решить этот вопрос, поскольку, отмечает он, “работа экспертных, рабочих групп, как выяснилось, недостаточна”.
Что касается саммита пяти президентов, то как сообщил Дурдыев, туркменская сторона остается привержена своей инициативе проведения этого мероприятия в Ашгабате. Примечательно, что ранее Ниязов, объявляя о переносе даты проведения форума на неопределенный срок, мотивировал это тем, что в позициях сторон не наблюдается никаких точек соприкосновения. “В понедельник, – сообщил советник информационной службы МИД Туркменистана, – наш президент выступал на совещании и предложил провести саммит в ноябре – декабре”.
Связана ли такая смена настроения С.Ниязова с появлением каких-либо точек соприкосновения, сказать сложно, но то, что позиция Туркменистана по вопросу месторождений “Азери” и “Чираг” не изменилась, С.Дурдыев подтвердил.
По его мнению, проблема должна решаться на принципах “равноправия и взаимного уважения в соответствии с нормами международного права”. “Ее надо решать на цивилизованных основах и только путем переговоров”, – подчеркнул он.
Говоря о позиции Туркменистана по вопросу демилитаризации Каспия, С.Дурдыев отметил, что Ашгабат выступает за то, чтобы море было зоной мира и добрососедства. “Главное, – отметил дипломат, – чтобы Каспий не превратился в полигон, где бы происходило соревнование флотов. В целом, позиция Туркменистана заключается в том, чтобы на Каспии проблемы не решались бы военным путем”, – добавил С.Дурдыев.
Вместе с тем советник службы МИД Туркменистана не стал выражать свое отношение к недавним силовым акциям Ирана в отношении Азербайджана на Каспии, сославшись на то, что это “вопрос двусторонних отношений между Ираном и Азербайджаном”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год